Грузовики ЗИЛ: малоизвестные опытные модели 133 серии

Грузовики ЗИЛ: малоизвестные опытные модели 133 серии

08 декабря 2020 0 Автор autohs.ru

ЗИЛ ушел в историю оставив о себе только воспоминания. Обидно осознавать, что некогда великий завод, создавший множество уникальных машин, был так бездарно потерян. Среди них есть множество очень интересных моделей. К примеру вот эти опытные грузовики ЗИЛ.

ЗИЛ-133С

ЗИЛ-133С

Опытный ЗиЛ-133С создан в единственном экземпляре в 1962 году. Самосвал с предварительным подъемом кузова был разработан на основе ЗИЛ-131. Однако в отличие от него получил колесную формулу 6х4, так как передний мост привода не имел.

За кабиной находилась цельнометаллическая бортовая платформа и рычажный опрокидывающий механизм. Кузов мог приподниматься на высоту до 3,5 метров, а его грузоподъемность не превышала 4 тонны. Для того чтобы исключить вероятность опрокидывания, сзади предусмотрели две гидравлические опорные стойки. Сельхозник прошел все необходимые испытания и был рекомендован к производству. Однако в серию машина так и не пошла, а индекс перекочевал на совсем другой грузовик.

ЗИЛ-133В

Грузовики ЗИЛ-133В седельный тягач

После того как Московский завод успешно освоил выпуск ЗИЛ-130, специалисты приступили к разработке новой модели с улучшенными характеристиками, прежде всего грузоподъемности. Пошли по пути наименьшего сопротивления и в 1962 году построили трехосный ЗИЛ-133В. Дополнительная ось позволила увеличить грузоподъемность и при этом не превысить допустимую нагрузку в 6 тонн на одну ось.

Между тем первый грузовик из серии ЗИЛ-133 оборудовали не бортовой платформой, а седельно-сцепным устройством. Это не удивительно, так как первоначально автомобиль планировали выпускать в варианте седельного тягача. Так как для автопоезда полной массой в 19 тонн, стандартный мотор ЗИЛ-130 был явно слабоват, конструкторы его немного форсировали, увеличив мощность до 190 л.с. Однако и этого оказалось недостаточно, так начался долгий путь к подбору оптимального мотора и трансмиссии. Но к счастью или сожалению тягач в серию не пошел, на КамаАЗе готовился к выпуску более современный, трехосный, дизельный грузовик.

ЗИЛ-133Н

Грузовик Московского автозавода

Поскольку все грузовики ЗИЛ 133-го семейства предполагались только для работы на дорогах с твердым покрытием, в 1968 году зиловцы разработали специальную модификацию для бездорожья. Грузовик получил шасси от ЗИЛ-133 (6х4) оборудованное односкатными внедорожными колесами, доработанными задними мостами, а также системой подкачки шин от ЗИЛ-131. Таким образом получился своеобразный гибрид ЗИЛ-133 и 131. Причем его проходимость была выше чем у первого, но ниже чем у второго.

Немудрено, что постановка такой машины на производство признали нерациональной и проект закрыли.

ЗИЛ-133ГЯК

ЗИЛ-133ГЯК

Эта модель появилась на закате СССР в 1989 году. Грузовик никогда не планировался к серийному производству, а был создан лишь для внутризаводской работы. В частности он перевозил штамповочное оборудование и другие тяжелые грузы.

Автомобиль выделялся четырехосным шасси (позднее появился и пятиосный вариант). Дополнительная управляемая ось на односкатных колесах находилась между задней тележкой и рулевой осью. Грузовик оборудовался современной кабиной от ЗИЛ-4331 и дизельным мотором КамАЗ-740. Всего собрали четыре машины: три с кузовом платформой и один самосвал.

Грузовики ЗИЛ 133 серии

Из множества запланированных к выпуску машин 133 серии в производство пошел один единственный грузовик — ЗИЛ-133Г1. И то в сильно упрощенном виде. Отчасти это было вызвано тем, что выпуск трехосных советских грузовиков предполагался на новеньком заводе в Набережных Челнах. Тем не менее применение ЗИЛ-133Г1, и других модификаций на его базе нашлось. Машина использовалась как шасси для спецоборудования, кранов, пожарных автоцистерн и т.д.