ЯМЗ-240: история первого 12-цилиндрового мотора ЯМЗ

ЯМЗ-240: история первого 12-цилиндрового мотора ЯМЗ

09 августа 2022 0 Автор autohs.ru

Первая послевоенная пятилетка характеризовалась бурным ростом экономики СССР. По всей старне велось масштабное восстановительное строительство, стремительно развивалось сельское хозяйство и горная промышленность. Во всех этих отраслях требовалась техника, оснащенная мощными, экономичными двигателями большой производительности. Как следствие в конце 1950-х на Ярославском моторном заводе стартовала разработка перспективного 12-цилиндрового мотора ЯМЗ-240.

ЯМЗ-240

Белаз-540А
Основной носитель двигателя — БелАЗ-540А

В 1958 году Ярославский моторный завод освоил производство V-образных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 на шесть и восемь цилиндров соответственно. В отличие от устаревших двухтактных предшественников, новые моторы стали четырехтактными, что положительно сказалось на их эксплуатационных характеристиках. Двигатели разрабатывались под руководством ведущего конструктора ЯМЗ — Чернышева Георгия Дмитриевича и имели широкую степень унификации между собой. Дальнейшим продолжением линейки стал 12-цилиндровый двигатель ЯМЗ-240, поступивший на производство в 1962 году.

Конструкция ЯМЗ-240 отличалась инженерными решениями, отвечающими требованиям, предъявляемым к двигателям тяжелой техники. В частности мотор имел длинноходную конструкцию (диаметр цилиндра меньше хода поршня), обеспечивающую плавную характеристику крутящего момента в большом диапазоне оборотов. Вдобавок максимальный крутящий момент в 1275 Нм двигатель развивал уже при 1500 об/мин. Иными словами ЯМЗ-240 имел постоянную тягу с самых «низов».

ЯМЗ-240Б
Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-240Б и его скоростная характеристика

Двигатель получил верхнеклапанный механизм газораспределения с одним распредвалом на оба ряда цилиндров. На один цилиндр приходилось по два клапана и по две головки на каждый ряд цилиндров. Блок цилиндров из серого чугуна, поршни из алюминиевого сплава. В целом ЯМЗ-240 не нес в себе каких-то прогрессивных идей — это была добротная конструкция ориентированная на работу в тяжелых условиях.

Для базового ЯМЗ-240 объемом в 22,3 л производитель заявлял мощность в 360 л.с. Форсированный ЯМЗ-240Н с двумя турбокомпрессорами развивал уже 500 л.с. и 1814 Нм крутящего момента. Если стандартный 240-й в основном устанавливался на 27-тонный БелАЗ-540А, то мотор с литерой «Н» применялся в более тяжелом БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. Вообще ярославские 12-цилиндровые двигатели имели довольно широкую номенклатуру применения. Помимо вышеозначенной техники ЯМЗ этой серии устанавливались на тракторах серии К-700, различных снегоболотоходах, тепловозах, шахтных самосвалах МоАЗ и другой технике.

Актуален и сейчас

БелАЗ-7547
На современный БелАЗ-7547 устанавливается двигатель ЯМЗ-240НМ2 с турбонаддувом, мощностью 500 л.с.

Несмотря на почтенный возраст двигателя, в модернизированном варианте ЯМЗ-240 выпускается до сих пор. Как и раньше в основном этот мотор устанавливается на карьерные грузовики Белорусского автозавода и тракторы Кировского завода.

ЯМЗ-240 зарекомендовал себя как вполне надежный агрегат. Да давно устарел, но он все еще недорог, прост в обслуживании и несложен в ремонте. Тем более, что учитывая текущие реалии, этот мотор с нами еще надолго.