
АЗЛК-21413: дизельный двигатель для Москвича
05 октября 2019Середина 80-х, к серийному производству готовится новый перспективный автомобиль — АЗЛК-2141. С самого начала конструкторы понимали, что имеющиеся в их распоряжении силовые установки, уже не отвечают современным реалиям. Требовался новый более мощные и экономичный мотор. Так началась история двигателя АЗЛК-21413 — перспективного турбодизельного двигателя для автомобиля Москвич-2141.
Следует отметить, что в то время завод АЗЛК оказался в очень затруднительном положении. Давний партнер — Уфимский моторостроительный завод, сославшись на нехватку средств, делать новый двигатель отказался. Более того заклятый конкурент в лице ВАЗа уже начал выпуск новой модели автомобиля с очень удачным бензиновым двигателем. В этой ситуации москвичам пришлось создавать мотор самостоятельно. Точнее целую линейку моторов, в том числе и дизельный.
Дизельный Москвич
Для удешевления производства предполагалась максимальная унификация моторов между собой. За основу был выбран бензиновый двигатель АЗЛК-21414. Он представлял собой 4-цилиндровый 8-клапанный силовой агрегат объемом 1,8 литра мощностью 95 л.с. Блок цилиндров чугунный, ГБЦ алюминиевая с ременным приводом распределительного вала. Система питания карбюраторная на основе импортного карбюратора Pierburg. Между тем несмотря на то, что новый мотор получился довольно компактным, в моторном отсеке он располагался классическим образом, то есть продольно. Дизельный двигатель АЗЛК-21423 отличался большим рабочим объемом (1,9 л) и пониженной до 65 л.с. мощностью. Широкая унификация с бензиновым мотором, позволила значительно снизить стоимость дизеля. Предполагалось, что дизельный Москвич будет стоить всего на 10% дороже обычного.
По результатам испытаний 1987 года моторы признали пригодными для серийного производства. Параллельно началось строительство моторного завода, где и предполагалось выпускать новые агрегаты.
Тем временем велись работы по расширению линейки двигателей. Так дизельный двигатель получил турбокомпрессор, что повысило его мощность до 85 л.с. Такой мотор обозначили как АЗЛК-21413. В перспективе планировалось установка двухвальной 16-клапанной ГБЦ, что увеличило бы мощность и топливную эффективность двигателя.
Дальнейшая судьба агрегатов сложилась неудачно. К 1990 году собственный моторный завод АЗЛК был практически достроен. Но распад страны и экономические трудности, больно ударили по предприятию. Проект сначала заморозили, а позднее от него отказались в пользу импортных двигателей Форд. Сколько завод успел собрать новых двигателей достоверно не известно. Так и закончилась история дизельного Москвича, толком не начавшись.
Технические характеристики двигателей АЗЛК
Двигатель | АЗЛК-21414 | АЗЛК-21423 | АЗЛК-21413 |
---|---|---|---|
Тип | бензиновый | дизельный | турбодизельный |
Рабочий объем, л. | 1,8 | 1,9 | 1,8 |
Max мощность, л.с. | 95 | 65 | 85 |
Max крутящий момент, Нм | 147 | 117 | 170 |
Расход топлива, г/л.с. - ч | 190 | 180 | 180 |
Масса двигателя, кг | 104 | 115 | 135 |
В1958 году я защитил в МАМИ диплом на тему (не точно) «Быстроходный малолитражный дизель для легкового автомобиля».Там были собраны в кучу «кони, люди», т.е. все новинки транспортного дизелестроения: непосредственный впрыск в камеру в поршне, минифорсунка с иглой диаметром 4 мм и ее корпуса 7мм, винтовым впускным каналом, миниатюрной свечой накаливания там же, с малым турбонагнетателем и промежуточным охлаждением. Пройдет немало лет, когда, уже будучи зав.Лабораторией малоразмерных дизелей в НАМИ (надо отдать должное смелости руководства, впервые в мире определившего на многие десятилетия такое название в мировой практике), я, согласовав с руководством КБ двигателей АЗЛК и получив от последнего средства на создание и доводку опытных образцов, взялся за бездонную работу. Это было время, когда официально силами КБ АЗЛК с помощью фирмы Рикардо (Англия) создавался архаичный вихрекамерный вариант. Тогда, на вопрос г-ну Маллахену, руководителю работ от Англии «Зачем вы компрометируете себя старьем» он благоразумно отвечал, что «поставлена задача иметь через 2 года серийное производство, а Ваши амбиции удовлетворимы только за 4 — 5 лет». Так мы самостоятельно, но амбициозно стали поднимать неподъемное — сложнейшее литье и обработку головок цилиндров, новую топливную аппаратуру на давления впрыска (тогда!) на 700- 800 атм, изготовление на ЯЗДА миниатюрных форсунок и т.д и т.п. Всего не перескажешь здесь, но в итоге — работы на стенде НАМИ и в экспериментальном цехе АЗЛК. Но …: к этому времени завод стали искусно банкротить, и будущий лучший в Европе завод двигателей АЗЛК (сиреневый корпус Бодянского) остался памятником той эпохе, а для воспоминаний у нас — фото репарированного двигателя. И это — далеко не в первый раз в истории отечественного двигателестроения.
Благодарю, очень интересная история.
Мифотворчеством занимаетесь?
«Надо сказать, что в то время завод АЗЛК оказался в очень затруднительном положении. Давний партнер, Уфимский моторостроительный завод, сославшись на нехватку средств, делать новый двигатель отказался.» — АЗЛК с самого начала затеи по теме 2141 хотел развязаться с постылым уфимским «партнером», который хотелки автозавода в гробу видал. И именно поэтому ставка была на свой мотор потом, а не на ВАЗовские 320/321/322 в ближайшей перспективе — настолько на АЗЛК хотели свой двигатель.
«Более того, давний конкурент в лице ВАЗа уже начал выпуск новой модели с очень удачным бензиновым двигателем» — когда миллениалы пишут статьи, получаются вот такие забавные опусы. Можно узнать, два момента?
1) какая конкуренция может быть в нерыночной экономике, где машины РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ, а потребитель был рад любому автомобилю?
2) Как Меседес 190Е может быть конкурентом БМВ Е34, например? В случае с 2109 и 2141, которые относились к разным классам, так получается?
«АЗЛК с самого начала затеи по теме 2141 хотел развязаться с постылым уфимским “партнером”, который хотелки автозавода в гробу видал.»
Это никак не противоречит моим словам.
«Какая конкуренция может быть в нерыночной экономике, где машины РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ, а потребитель был рад любому автомобилю?»
В данном случае речь идет не о конкуренции за долю рынка. А о конкуренции между заводами за финансирование НИОКР.
«Как Меседес 190Е может быть конкурентом БМВ Е34, например? В случае с 2109 и 2141, которые относились к разным классам, так получается?»
А где в я в статье говорил о том, что 2109 и 2141 являются прямыми конкурентами? Я такого не говорил.