
Cadillac Catera: американская копия Opel Omega
10 апреля 2024Еще в начале 1970-х фирма Кадиллак имела репутацию производителя наиболее роскошных и самых совершенных в мире автомобилей. Все изменилось десятилетие спустя, когда в Америку хлынул поток сначала достаточно простых, а затем и весьма передовых, престижных и комфортабельных машин японского и европейского производства. На их фоне прожорливые и неповоротливые американские автомобили стали постепенно терять свои позиции, ввергая национальные марки в пучину кризиса. Решение проблемы маркетологи General Motors увидели в использовании готовых европейских платформ — так в 1996 году на свет появился седан Cadillac Catera, который являлся американизированной версией Opel Omega B.
Первые эксперименты
На самом деле, Catera — это не первая машина марки Cadillac собранная на опелевском шасси. Еще в 1981 году на производство поступил весьма неоднозначный Cadillac Cimarron, основанный на компактной переднеприводной платформе Opel Ascona C. Он оборудовался скромным 4-цилиндровым мотором (двигатель V6 появился лишь спустя год) и… 4-ступенчатой механической коробкой передач. В таком сочетании машины фирмы Кадиллак не выпускались с 1914 года! На рынке Cimarron потерпел полный крах и больно ударил по репутации марки, после чего в 1988 году отправлен в отставку.
Тем не менее в определенном смысле опыт с маленьким Кадиллаком оказался полезен. В корпорации наглядно убедились, что спрос на компактные модели представительского класса существует, и при должном усердии можно надеяться на успех. Так и случилось, когда в 1992-м фирма представила новенький переднеприводный Cadillac Seville. Он был создан на собственной платформе GM, но при этом имел присущие для европейских машин подобного класса черты — хорошо настроенные подвески, мощный и достаточно экономичный инжекторный двигатель и округлый, аэродинамически совершенный кузов.
Cadillac Catera
Успех Seville был весьма однозначным и вскоре в GM решили создать еще один компактный представительский автомобиль. Причем в целях экономии средств не проектировать его с нуля, а построить на основе заднеприводного немецкого седана Opel Omega B. На родине он весьма успешно конкурировал с «большой немецкой тройкой», так что выбор на Омегу Б упал неспроста.
В техническом отношении машину менять не стали. В ее основании по-прежнему находилась довольно совершенная заднеприводная платформа с большими дисковыми тормозами и всеми независимыми подвесками: спереди устанавливались стойки МакФерсон, сзади — диагональные рычаги с поперечными тягами, обеспечивающими эффект пассивного подруливания. Памятуя о провале 4-цилиндрового Cimarron, для Catera сразу выбрали, наиболее мощный в опелевской гамме, 3-литровый двигатель V6. Он имел чугунный блок цилиндров с нестандартным развалом в 54°, алюминиевые двухвальные 12-клапанные ГБЦ, ровно 200 л.с. мощности и 253 Нм крутящего момента. В пару к мотору определили классическую 4-ступенчатую автоматическую коробку GM. Такая связка обеспечивала 1,5-тонной машине довольно слабенькую динамику — до 100 км/ч Catera разгонялась за 8,5 сек., а ее максимальная скорость составляла всего 200 км/ч.
Если технику исходной Омеги практически не тронули, то по салону «прошлись» основательно. Американцы заменили всю отделку на кожаную с деревянными вставками, а в список стандартного оборудования включили двухзонную климатическую установку, высококачественную кассетную аудиосистему с 8 динамиками, электропривод передних сидений с функцией памяти и центральный замок. За доплату можно было установить электролюк, CD-аудиосистему с управлением на руле и 16-дюймовые хромированные колеса. Интересной новинкой стала GPS-система Cadillac OnStar, которая позволяла вести спутниковый поиск автомобиля в случае угона или запросить помощи при ДТП. Внешне Catera можно было распознать по фирменной передней радиаторной решетке с крупной эмблемой Cadillac и сплошному блоку задних фонарей.
И снова провал
Cadillac Catera поступил в продажу в конце 1996 года по цене в 30 тыс. долларов (58 тыс. по сегодняшнему курсу). Одновременно с этим началась мощная рекламная компания с участием актеров и крупных звезд модельного бизнеса. Поначалу это сработало, и в первое время машина пользовалась довольно устойчивым спросом — в 1997 году продали 25 411 единиц, а в 1998-м 25 333. Однако позднее спрос начал постепенно снижаться, а спустя три года и вовсе рухнул вдвое.
Причин было несколько. Прежде всего — невнятный статус машины, ведь внешне Катера напоминала куда более дешевую модель Chevrolet Malibu. Кроме того по своим динамическим характеристикам она находилась на одном уровне с Toyota Camry и никак не дотягивала до признанных лидеров класса BMW 5-й серии и Mercedes-Benz E-класса. Вдобавок были проблемы с надежностью — в начале 2000-х прошла массовая отзывная компания по замене натяжителя ремня ГРМ, дефект которого приводил к обрыву ремня с фатальными последствиями для поршневой группы. В общем, Catera, как и приснопамятный Cimarron, оказалась очередным провалом в бейдж-инжиниринговой практике GM. В 2001 году автомобиль сняли с производства. Всего к тому времени успели выпустить 95 тыс. экземпляров.