
Morgan Plus 4: история автомобиля долгожителя
07 апреля 2024Основанная в 1909 году фирма Morgan по праву считается воплощением британского консерватизма. При создании своих автомобилей она до сих пор придерживается стилистических и технических принципов конструирования, родившихся столетие назад. Общий стиль машин Морган не менялся с 1936 года, особая лонжеронная рама сохранилась с 1933-го, а дерево-металлический кузов являлся фирменной приметой марки с момента ее основания. Типичным представителем малочисленного семейства морганов и одним из самых популярных автомобилей этой марки является Morgan Plus 4 (+4).
Morgan Motor Company
Фирма Morgan, основанная инженером Генри Морганом, начинала свою деятельность с производства простых трехколесных мотоколясок — с двумя управляемыми колесами спереди и единственным ведущим колесом сзади. Несмотря на примитивную конструкцию, трициклы Runabout неплохо проявили себя в автогонках и значительно повысили авторитет и узнаваемость марки. В 1935 году фирма наконец-то сподобилась выпустить свой первый автомобиль — Morgan 4/4 (4 колеса, 4 цилиндра). Это был небольшой 2-местный открытый родстер с лонжеронной рамой, дерево-металлическим кузовом, барабанными тормозами, передней свечной подвеской с индивидуальной смазкой и задней на полуэллиптических рессорах. Автомобиль оборудовался довольно прогрессивным 1,3-литровым 35-сильным мотором Standard с верхним расположением клапанов. По меркам своего времени Morgan 4/4 считался довольно скоростной машиной и уверенно разгонялся до 113 км/ч.
Morgan Plus 4
Производство Morgan 4/4 продолжалось до 1950 года, пока ему на смену не пришел более крупный Morgan Plus 4. Он сохранил все основные черты предшественника, но при этом получил увеличенную колею и колесную базу, гидравлический привод тормозов, гипоидную передачу заднего моста и более мощный 2,1-литровый мотор от Standard Vanguard мощностью 68 л.с. В таком виде Морган резко прибавил в динамике, а его максимальная скорость увеличилась до 137 км/ч. Все эти изменения никак не отразились на экстерьере, Морган +4 по-прежнему имел классический дизайн с плоским, слегка наклоненным радиатором и отдельно стоящими фарами.
Всё изменилось в 1954 году, когда на автомобиле Morgan установили легендарную выпуклую решетку радиатора из тонких полукруглых хромированных прутков, а фары встроили в промежуток между капотом и передними крыльями. Значимость этого события сложно переоценить, ведь с тех пор стиль автомобилей Морган не претерпел ни единого изменения! Новая форма так понравилась покупателям, что впервые в истории за морганами выстроилась очередь, а сами машины начали постепенно прибавлять в цене.
Да, внешний вид Морганов почти не менялся, но в техническом плане они постоянно улучшались. Так, в 1954 году в гамме появился спортивный 2-литровый 90-сильный мотор от Triumph TR2, а затем использовались двигатели от моделей TR3 и TR4 мощностью 100-105 л.с. Всего же до 1969 года на Plus 4 последовательно сменилось пять типов двигателей. В 1956 году стальные внешние панели заменили на алюминиевые, кроме того, в списке дополнительного оборудования появился съемный жесткий верх. В 1959-м впервые ввели дисковые тормоза и спицованные колеса с центральной гайкой, а в 1963 году фирма неожиданно для всех представила модель Morgan Plus 4 Plus с модным обтекаемым стеклопластиковым кузовом и 105-сильным мотором TR4A. Несмотря на свои очевидные достоинства в виде уменьшенной снаряженной массы и увеличенной до 190 км/ч максимальной скорости, машину ожидал полный провал — всего удалось продать 26 единиц.
Больше в Моргане экспериментам не предавались и продолжили выпускать родстеры серии Plus 4, понемногу их модернизируя. В 1968 году на производство поступил наиболее представительный вариант Morgan Plus 8 оборудованный 8-цилиндровым V-образным двигателем Rover мощностью 160 л.с. С ним автомобиль разгонялся до 200 км/ч, а первую «сотню» преодолевал за 6,9 сек.
Самым слабым местом серии Plus 4 было отсутствие у компании собственного двигателя. В итоге производство машины было неожиданным образом прекращено в январе 1969 года. Причиной послужил острый дефицит 4-цилиндровых двигателей Триумф. Впрочем, в 1985-м модель вновь возродилась, при этом совершенно не изменившись внешне. Ее главной новинкой стал 2-литровый двигатель Fiat мощностью 135 л.с. Модель продержалась на производстве всего 1,5 года, чтобы снова появиться в 1989-м, но уже с мотором Rover на 140 сил. Ну а дальше пошло-поехало — модель снимали с производства и тут же возрождали, а потом снова по кругу. На данный момент в серии находится Morgan Plus Four (теперь название прописью) построенный на современном шасси, которое по-прежнему покрывает дерево-металлический кузов классического дизайна с округлой передней облицовкой.