ГАЗ-М-20 «Победа»: гордость отечественного автопрома

ГАЗ-М-20 «Победа»: гордость отечественного автопрома

05 апреля 2024 Выкл. Автор autohs.ru

ГАЗ-М-20 Победа — целиком и полностью оправдывает свое название и является огромной победой отечественного автопрома и всего советского народа. Машина получилась красивой и самобытной, но главное полностью оригинальной и технически передовой. Победа — первый в мире автомобиль с понтонным кузовом, первый в Советском Союзе с 12-вольтовым электрооборудованием и несущим кузовом.

История ГАЗ-М-20

ГАЗ-М-20
ГАЗ-М-20

Задание на разработку нового легковой машины было выдано Горьковскому автозаводу в самый разгар Великой Отечественной войны в 1943 году. Ведущим конструктором стал А.А. Липгарт, за разработку шасси взялся А.М. Кригер, ответственным за кузов был назначен А.Н. Кириллов. Автомобиль был создан в невероятно короткий срок: первый опытный прототип собрали в ноябре 1944 года, а в июне 1945-го предсерийный образец ГАЗ-М-20 представили кремлевскому руководству. И.В. Сталин утвердил предложенное для автомобиля символичное название — Победа, и в июне 1946 года Горьковский автозавод развернул ее серийное производство.

Standard Vanguard 1948
Standard Vanguard образца 1948 года подозрительно напоминал Победу

В противовес многим отечественным машинам созданным на основе зарубежных конструкций, Победа стала не просто первой оригинальной советской разработкой, а первой в мире серийной машиной с кузовом понтонного типа — без выступающих крыльев и подножек. Идея подобной формы давно витала в воздухе и удачно наложилась на принципы бережливого послевоенного производства, поскольку такие кузова были намного проще и дешевле в производстве. Правильность выбранного решения, вскоре подтвердили зарубежные автопроизводители, выпустив аналогичные по виду модели: Kaiser Special (1946), Tatra 600 (1946), Standard Vanguard (1948) и др.

Конструкция автомобиля Победа

ГАЗ-М-20 Автомобильные конструкторы СССР
А.А. Липграт и коллектив создателей ГАЗ-М-20

ГАЗ-М-20 с самого начала создавался с учетом специфических советских условий эксплуатаций. Другими словами автомобиль был одинаково хорошо приспособлен для городского асфальта и сельского бездорожья, имел повышенную прочность и неприхотливость, потреблял самые низкие сорта топлива и смазки. При этом создателям Победы удалось удачно совместить архаичные эксплуатационные требования и передовые технические решения. К примеру в Победе, впервые в отечественно практике, применили цельнометаллический несущий 4-дверный кузов с достаточно совершенными обтекаемыми формами (Cx 0,31). С одной стороны такая конструкция позволила задать высокий дорожный просвет, увеличить прочность и снизить металлоемкость кузова, однако с другой — несовершенство его сборки привело к появлению неровностей и сантиметровых зазоров, которые выводились вручную при помощи свинцово-оловяного припоя.

Размеры ГАЗ-М-20
Габаритные размеры ГАЗ-М-20

Изначально автомобиль предполагали оснастить двумя типа двигателей — 6-цилиндровым мотором выросшим из конструкции ГАЗ-11 и его «обрезанным» на два цилиндра вариантом. Вскоре от более мощного и прожорливого двигателя отказались, и на производство поступил 4-цилиндровый агрегат. Он имел довольно архаичную конструкцию с чугунным блоком, боковым распредвалом и нижними клапанами. Зато без проблем потреблял низкокачественный бензин А-66 и при рабочем объеме 2,1 л выдавал ровно 50 л.с. Этого хватало, чтобы Победа могла разгоняться до 100 км/ч, что по тем временам считалось вполне достаточным. Двигатель состыковали с 3-ступенчатой несинхронизированной коробкой передач выполненной на основе коробки ГАЗ-М-1. От нее крутящий момент передавался на оригинальный задний мост с конической главной передачей. Переднюю независимую пружинную подвеску ГАЗ-М-20 выполнили по образу и подобию предвоенного Opel Kapitan. Задний неразрезной мост подвесили на полуэллиптических рессорах. Все тормоза сделали барабанными с гидравлическим усилителем, рулевое управление — типа червяк-ролик.

Неудачный запуск

ГАЗ-М-20 Кабриолет
В 1949-1953 годах выпускался кабриолет М-20Б с несущими стойками и брезентовой крышей

Качество первых Побед оказалось невероятно низким, и в сентябре 1948 года выпуск автомобиля был приостановлен. Основные недостатки: низкое качество сборки, неудобные сиденья, негерметичный салон, проседающие рессоры, неэффективный стояночный тормоз и другие мелкие дефекты. Два месяца ушло на устранение недостатков и в ноябре того же года на производство поступила модернизированная Победа М-20А. В ней впервые появились отопитель и синхронизированная 3-ступенчатая коробка передач от представительского ГАЗ-12. В 1955 году началось производство ГАЗ-М-20В — обновленной версии с 52-сильным мотором, измененной передней облицовкой и многочисленными улучшениями в большинстве агрегатах: усовершенствован карбюратор, установлены тормоза с увеличенными барабанами, новый щиток приборов, стандартный радиоприемник и много чего по мелочи.

В салоне автомобиля Победа
По меркам своего времени Победа имела довольно неплохое оснащение и штатный радиоприемник А8 с антенной на крыше

Победа идеально вписалась в свою эпоху и для многих советских граждан стала символом новой и благополучной мирной жизни. Несмотря на провальный дебют, вскоре она заслужила репутацию прочного и надежного автомобиля, причем не только в СССР, но и за рубежом. Победа поставлялась в страны Восточного блока, Финляндию, Великобританию, Бельгию и др., а с конца 1951 года М-20 начали собирать в Польше под маркой Warszawa. Там эта машина продержалась на производстве до 1972 года! В нашей стране ГАЗ-М-20 Победа сошла с конвейера намного раньше — в 1958-м, после чего ее заменила не менее легендарная Волга ГАЗ-21. В общей сложности изготовили 235 999 автомобилей, в том числе 14 222 в открытом кузове кабриолет.