ГАЗ-12 ЗИМ: представительский седан для советской номенклатуры

ГАЗ-12 ЗИМ: представительский седан для советской номенклатуры

26 марта 2021 0 Автор autohs.ru

ГАЗ-12 (ЗИМ) — машина для советской автопромышленности прорывная. Это первый отечественный легковой автомобиль с гидромеханической трансмиссией, первый в мире седан с тремя рядами сидений в несущем кузове и первый представительский автомобиль Горьковского автозавода. А какой у него был дизайн!

ГАЗ-12

ГАЗ-12 в кузове кабриолет
Ходовой макет в кузове кабриолет

Дабы заполнить пробел в типаже легковых машин, в 1948 году правительство поручило создать автомобиль, который бы занял промежуточное положение между ГАЗ-М-20 Победа и ЗИС-110. Задачу поручили Горьковскому заводу. Причем на ее выполнение отвели всего 29 месяцев, и это при том, что ГАЗ никогда ранее не занимался выпуском машин подобного класса. Общее руководство проекта получивший обозначение ГАЗ-М-12 возглавил Андрей Александрович Липгарт, а ведущим конструктором автомобиля стал Николай Александрович Юшманов.

Учитывая сжатые сроки, в разработке новой машины конструкторы приняли решение отталкиваться от ГАЗ-М-20 Победа. Летом 1948 года собрали ГАЗ-26 — экспериментальный носитель агрегатов («мул» на жаргоне автостроителей). Несущий кузов Победы разрезали пополам и вмонтировали полуметровую вставку, доведя колесную базу до 3200 мм. Общая длина автомобиля составила 5165 мм, а снаряженную массу довели до расчетных для будущего ЗИМа 1800 кг. В таком виде ГАЗ-26 наматывал испытательные километры до конца осени того же года. Мул позволил значительно сократить объем расчетов при проектировании несущего кузова ГАЗ-М-12, тем самым ускорив его разработку.

Великолепный дизайн

ГАЗ-12 пластилиновый макет
Пластилиновый макет с обновленными «расширенными» задними крыльями

Параллельно с тем как «мул» наматывал испытательные километры, горьковцы принялись за стилистическое оформление кузова ГАЗ-М-12. Дизайнер автомобиля, или художник в терминологии того времени, Лев Михайлович Еремеев обозначил общую стилистику кузова сходной с Победой. Те же гладкие боковины, выдающийся над крыльями капот и клиновидное ветровое стекло.

К осени 1948 года собрали деревянный макет автомобиля, а зимой следующего года построили первый ходовой прототип в кузове фаэтон. В основе своей его кузов представлял собой удлиненный и перешитый внешне «победовский» кузов без крыши. Но выявилась проблема, при сохранении стандартной задней колеи в 1362 мм, с удобством разместить трех пассажиров между колесных ниш было попросту невозможно. Требовалось расширять колею. Увеличивать общую ширину кузова было не рационально, учитывая жесткий лимит по массе.

ЗИМ ГАЗ-12 интерьер

Немного подумав Лев Еремеев поступил просто и между тем изящно. Путем установки выштамповок он расширил задние крылья, что позволило вынести арки задних колес наружу. В результате задняя колея увеличилась до приемлемых 1500 мм. Кроме того такое стилистическое решение, дополнительно оформленное хромированным декором, сделало образ ГАЗ-12 более динамичным и ярким. По новому дизайну создали два прототипа в кузове фаэтон и седан. 14 июня 1949 года машины представили в Кремле на смотр первых лиц государства, где они получили весьма высокую оценку.

На серийных агрегатах

Советские представительские автомобили
Пластилиновый макет ГАЗ-М-12 на фоне ЗИС-110 и ГАЗ-М-20

По технической части ГАЗ-12 постарались максимально унифицировать с серийными моделями Горьковского автозавода. Передняя подвеска независимая, рычажная на пружинах, со стабилизатором. По своей конструкции повторяла подвеску ГАЗ-М-20. Задняя подвеска рессорная с гипоидным мостом.

Новинкой стала механическая коробка передач с синхронизаторами на 2 и 3 ступенях. Но главное, впервые в отечественной практике, в трансмиссии применили гидромуфту, которая располагалась на фланце коленчатого вала, перед сцеплением. Гидромуфта значительно облегчала управление автомобилем, сглаживала рывки при трогании и переключении, а также позволяла двигаться на прямой передаче с любой минимальной скоростью. За счет гидромуфты, ГАЗ-12 на ходу ощущался значительно «плавнее» нежели ЗИС-110.

Под округлым капотом автомобиля размещался хорошо известный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11. Конструктивно он представлял собой усовершенствованный мотор от ГАЗ-51, с алюминиевой ГБЦ, сдвоенным карбюратором К-21 и увеличенной до 6,7 степенью сжатия. В результате мощность 3,5-литрового двигателя возросла до 90 л.с. Не слишком серьезный показатель на фоне американских автомобилей тех лет, но в условиях послевоенного дефицита топлива в СССР, большего и не требовалось.

ЗИМ, а затем ГАЗ-12

ЗИМ
Серийный ЗИМ

В октябре 1950 года автомобиль получив собственное наименование — ЗИМ встал на производство. Комфортабельный седан отправился к советскому чиновничеству среднего ранга, таксопарки и свободную продажу. Да ЗИМ можно было купить в личное пользование, но за фантастические 40 тысяч рублей. За эти же деньги можно было купить две с половиной Победы или четыре Москвича-400. Сумма для простого советского человека неподъемная. Зато на ЗИМе можно было прокатиться в такси или в санитарной машине. Ее выпуск освоили годом позже.

В ноябре 1957 после оргвыводов Политбюро по товарищу Молотову, Государственный автозавод им. Молотова переименовали в Горьковский. Сообразно ему ЗИМ стал именоваться как ГАЗ-12. Седан выпускался до конца 1959 года. Санитарка продержалась на конвейере еще год. Всего было выпущено 21527 машин.