
ГАЗ-12 ЗИМ: представительский седан для советской номенклатуры
26 марта 2021ГАЗ-12 (ЗИМ) — машина для советской автопромышленности прорывная. Это первый отечественный легковой автомобиль с гидромеханической трансмиссией, первый в мире седан с тремя рядами сидений в несущем кузове и первый представительский автомобиль Горьковского автозавода. А какой у него был дизайн!
ГАЗ-12
Дабы заполнить пробел в типаже легковых машин, в 1948 году правительство поручило создать автомобиль, который бы занял промежуточное положение между ГАЗ-М-20 Победа и ЗИС-110. Задачу поручили Горьковскому заводу. Причем на ее выполнение отвели всего 29 месяцев, и это при том, что ГАЗ никогда ранее не занимался выпуском машин подобного класса. Общее руководство проекта получивший обозначение ГАЗ-М-12 возглавил Андрей Александрович Липгарт, а ведущим конструктором автомобиля стал Николай Александрович Юшманов.
Учитывая сжатые сроки, в разработке новой машины конструкторы приняли решение отталкиваться от ГАЗ-М-20 Победа. Летом 1948 года собрали ГАЗ-26 — экспериментальный носитель агрегатов («мул» на жаргоне автостроителей). Несущий кузов Победы разрезали пополам и вмонтировали полуметровую вставку, доведя колесную базу до 3200 мм. Общая длина автомобиля составила 5165 мм, а снаряженную массу довели до расчетных для будущего ЗИМа 1800 кг. В таком виде ГАЗ-26 наматывал испытательные километры до конца осени того же года. Мул позволил значительно сократить объем расчетов при проектировании несущего кузова ГАЗ-М-12, тем самым ускорив его разработку.
Великолепный дизайн
Параллельно с тем как «мул» наматывал испытательные километры, горьковцы принялись за стилистическое оформление кузова ГАЗ-М-12. Дизайнер автомобиля, или художник в терминологии того времени, Лев Михайлович Еремеев обозначил общую стилистику кузова сходной с Победой. Те же гладкие боковины, выдающийся над крыльями капот и клиновидное ветровое стекло.
К осени 1948 года собрали деревянный макет автомобиля, а зимой следующего года построили первый ходовой прототип в кузове фаэтон. В основе своей его кузов представлял собой удлиненный и перешитый внешне «победовский» кузов без крыши. Но выявилась проблема, при сохранении стандартной задней колеи в 1362 мм, с удобством разместить трех пассажиров между колесных ниш было попросту невозможно. Требовалось расширять колею. Увеличивать общую ширину кузова было не рационально, учитывая жесткий лимит по массе.
Немного подумав Лев Еремеев поступил просто и между тем изящно. Путем установки выштамповок он расширил задние крылья, что позволило вынести арки задних колес наружу. В результате задняя колея увеличилась до приемлемых 1500 мм. Кроме того такое стилистическое решение, дополнительно оформленное хромированным декором, сделало образ ГАЗ-12 более динамичным и ярким. По новому дизайну создали два прототипа в кузове фаэтон и седан. 14 июня 1949 года машины представили в Кремле на смотр первых лиц государства, где они получили весьма высокую оценку.
На серийных агрегатах
По технической части ГАЗ-12 постарались максимально унифицировать с серийными моделями Горьковского автозавода. Передняя подвеска независимая, рычажная на пружинах, со стабилизатором. По своей конструкции повторяла подвеску ГАЗ-М-20. Задняя подвеска рессорная с гипоидным мостом.
Новинкой стала механическая коробка передач с синхронизаторами на 2 и 3 ступенях. Но главное, впервые в отечественной практике, в трансмиссии применили гидромуфту, которая располагалась на фланце коленчатого вала, перед сцеплением. Гидромуфта значительно облегчала управление автомобилем, сглаживала рывки при трогании и переключении, а также позволяла двигаться на прямой передаче с любой минимальной скоростью. За счет гидромуфты, ГАЗ-12 на ходу ощущался значительно «плавнее» нежели ЗИС-110.
Под округлым капотом автомобиля размещался хорошо известный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11. Конструктивно он представлял собой усовершенствованный мотор от ГАЗ-51, с алюминиевой ГБЦ, сдвоенным карбюратором К-21 и увеличенной до 6,7 степенью сжатия. В результате мощность 3,5-литрового двигателя возросла до 90 л.с. Не слишком серьезный показатель на фоне американских автомобилей тех лет, но в условиях послевоенного дефицита топлива в СССР, большего и не требовалось.
ЗИМ, а затем ГАЗ-12
В октябре 1950 года автомобиль получив собственное наименование — ЗИМ встал на производство. Комфортабельный седан отправился к советскому чиновничеству среднего ранга, таксопарки и свободную продажу. Да ЗИМ можно было купить в личное пользование, но за фантастические 40 тысяч рублей. За эти же деньги можно было купить две с половиной Победы или четыре Москвича-400. Сумма для простого советского человека неподъемная. Зато на ЗИМе можно было прокатиться в такси или в санитарной машине. Ее выпуск освоили годом позже.
В ноябре 1957 после оргвыводов Политбюро по товарищу Молотову, Государственный автозавод им. Молотова переименовали в Горьковский. Сообразно ему ЗИМ стал именоваться как ГАЗ-12. Седан выпускался до конца 1959 года. Санитарка продержалась на конвейере еще год. Всего было выпущено 21527 машин.