Легендарные советские грузовики заводов ГАЗ и ЗИЛ

Легендарные советские грузовики заводов ГАЗ и ЗИЛ

25 марта 2021 0 Автор autohs.ru

Грузовой автотранспорт — это основа народного хозяйства любой развитой страны. В СССР грузовики выпускались в огромных количествах. Они обеспечивали индустриализацию, послевоенное восстановление страны и ее дальнейшее опережающее экономическое развитие. Легендарные советские грузовики, которые помогали строить СССР от ГАЗ-АА до ЗИС-150.

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА
Серийный ГАЗ-АА

В 1 января 1932 года вступил в строй крупнейший автозавод Европы — НАЗ (Нижегородский автомобильный завод). Спустя месяц он дал первую продукцию — автомобиль НАЗ-АА. Грузовик являлся лицензионной копией американского Ford Model AA, но копией не полной. Советские специалисты доработали машину под наши суровые условия усилив ее конструкцию. В ноябре 1932 года завод сменил название на ГАЗ (Горьковский автомобильный завод), в след за ним грузовик получил обозначение — ГАЗ-АА.

ГАЗ-АА грузоподъемностью в 1,5 тонны в народе называли полуторкой. Это был добротный грузовичок, с простой, но не примитивной конструкцией. Он оснащался нижнеклапанным четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л.с. Наряду с простотой устройства, мотор отличался всеядностью, без проблем переваривая низкокачественный бензин, лигроин и при определенных условиях даже керосин. Двигатель работал в паре с четрыехступенчатой КПП, момент от которой передавался через карданный вал заключенный в стальную трубу жестко связанную с задним мостом — так называемую толкающую трубу (torque tube).

За счет простой конструкции ГАЗ-АА мог обслужить даже низкоквалифицированный водитель. Но особой надежностью грузовик не славился, особенно на первых порах. Низким ресурсом отличались карданные шарниры, реактивная вилка передней подвески, генератор, стартер, шины и много чего по мелочи. Тем не менее советские конструкторы постоянно совершенствовали машину. В 1934 году завод освоил выпуск ГАЗ-ММ. Грузовик получил новый 50-сильный мотор, усиленную заднюю подвеску и новый рулевой механизм.

Помимо Горького, ГАЗ-АА/ММ выпускали малыми сериями в Ростове, Москве и Ульяновске вплоть до 1951 года. Всего же по примерным подсчетам в СССР выпустили около 870 тысяч этих автомобилей. Грузовик стал основой моторизации Красной армии, работал в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях растущей ударными темпами экономики. В годы войны полуторка стала главным и самым массовым автомобилем советского производства. Но даже после победы, ГАЗ-АА/ММ исправно служил на благо страны вплоть до конца 60-х.

ГАЗ-51

ГАЗ-51 грузовой автомобиль
Серийный ГАЗ-51 еще с деревянной кабиной

Смена ГАЗ-ММ готовилась еще до начала войны. В 1939 году газовские специалисты начали разработку принципиально нового грузовика под индексом ГАЗ-51, с повышенной до 2 тонн грузоподъемностью. Но в планы вмешалась война и работу над перспективной машиной пришлось остановить. Впрочем, ненадолго. Уже в 1943 году конструкторы вернулись к теме ГАЗ-51, а в 1946 году новенький грузовик уже встал на производство.

От довоенной машины ГАЗ-51 унаследовал лишь индекс. Конструкторы полностью перекомпоновали машину, увеличив попутно грузоподъемность до 2,5 т. Под округлым капотом скрывался 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 70 л.с. По своим техническим характеристикам ГАЗ-51 на голову превосходил предшественника. Он был экономичен, комфортабелен, быстроходен, но главное надежен. При грамотной эксплуатации грузовик проходил 100000 километров и даже более, без капитального ремонта.

В послевоенном восстановлении Советского Союза, ГАЗ-51 сыграл ключевую роль. В огромной стране не нашлось бы ни единого автохозяйства, в котором не работал бы этот автомобиль. Сотни тысяч шоферов проходили обучение именно на ГАЗ-51. Полстапервый работал в полях и на стройке, возил продукты и людей, подметал улицы и тушил пожары. В общем выполнял самую разнообразную работу, на протяжении десятков лет. Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-51 вплоть до 1975 года. Всего было выпущено почти 3,5 млн грузовиков.

ЗИС-5

Легендарные советские грузовики - ЗИС-5
Довоенный ЗИС-5

Наравне с горьковской полуторкой, московская трехтонка ЗИС-5 вынесла на своем кузове все тяготы индустриализации, а потом и тяжелой войны. ЗИС-5 также имел американские корни. Однако в отличие от ГАЗ-АА, где прототипом стал автомобиль знаменитой компании Ford, в основе ЗИСа лежал грузовик малоизвестной фирмы Autocar.

Фактически ЗИС-5 являлся эволюционным развитием АМО-3, он же АМО-2, он же собранный из машинокомплектов — Autocar SD. Тем не менее при разработке ЗИС-5 конструкторы Московского автозавода применили немало оригинальных технических решений. Путем увеличения диаметра цилиндров, мощность мотора АМО-3 возросла до 73 л.с. Кроме того инженеры упростили, а заодно и усилили коробку передач, заменили трехсочлененный карданный вал с промежуточной опорой на двухсочленненный и ввели много более мелких нововведенней. Но главное теперь автомобиль получил полностью закрытую кабину с боковыми стеклами.

В целом ЗИС-5 получился довольно надежной и экономичной машиной. Он поставлялся как в народное хозяйство, так и в Красную армию. Во время войны ЗИС-5 стал вторым по массовости грузовиком РККА. До 1948 года МосЗИС выпустил почти 600 тысяч трехтонок.

ЗИС-150

Легендарные советские грузовики - ЗИС-150
ЗИС-150 первых выпусков оснащался деревометаллической кабиной

В 1947 году на смену довоенному ЗИС-5 пришел совершенно новый грузовик ЗИС-150 грузоподъемность 4 т. Во многом судьба машины была схожа с ГАЗ-51. Еще до войны конструкторы московского автозавода приступили к разработке преемника ЗИС-5, но в металле грузовик оформился лишь спустя два года после окончания войны. Примечательно, что МосЗИС смог перейти на выпуск нового грузовика, практически без остановки конвейера. Массовое производство машины стартовало 26 апреля 1948 года.

В годы войны в Советский Союз попало множество импортных грузовиков как немецких трофейных, так и американских ленд-лизовских. Последние оказали особо сильное влияние на отечественную конструкторскую школу. ЗИС-150 кардинально отличался от простоватого ЗИС-5, прежде всего своим внешним видом. Он получил цельнометаллическую трехместную кабину с округлыми обводами. При создании кабины ЗИС-150, конструкторы вдохновлялись дизайном американского International KR11 начала 40-х. Впрочем, о прямом копировании речи не шло. В техническом плане ЗИС-150 также ушел далеко вперед. Грузовик получил новую раму, 5-скоростную КП, пневматические тормоза и более мощный 90-сильный мотор.

Как и горьковский ГАЗ-51, ЗИС-150 (с 1956 года ЗИЛ-150), активно применялся при восстановлении страны. Кроме того именно 150-й дал жизнь китайскому автопрому, в 1956 году там начал работу первый в стране автозавод. ЗИС-150 выпускался относительно недолго, всего 11 лет и за этот срок завод выпустил немало модификаций. Всего за это время было выпущено почти 800 тысяч грузовиков.

Легендарные советские грузовики

Советская автопромышленность выпустила немало отличных грузовиков, но именно эти четыре машины внесли наиболее весомый вклад в развитие советской страны: ГАЗ-АА и ЗИС-5 до войны, ГАЗ-51 и ЗИС-150 — после.