Jaguar E-Type: история самого красивого в мире автомобиля
01 апреля 2024Jaguar E-Type — автомобиль эпохальный. Быстрый, технически совершенный, с великолепным обликом, он стал символом британского автопрома и оказал огромное влияние на автомобилестроение…
Jaguar E-Type
Идея нового спортивного Ягуара серии E-type зародилась в начале 1950-х, когда очень удачные гоночные автомобили C-type громили всех и вся в самых трудных европейских автогонках. Это были великолепные машины, но при этом довольно дорогие и малопригодные для повседневного использования. Тогда британцы решили создать абсолютно новую и относительно недорогую модель сочетающую в себе качества дорожных и гоночных автомобилей.
Впервые кабриолет и купе Jaguar E-Type дебютировали на Женевском автосалоне в 1961 году. Невероятно привлекательные, с изящными округлыми двухместными кузовами, они привлекли к себе огромное внимание. Автомобильная пресса билась в экстазе, а на стенде Ягуара выстроилась огромная очередь из желающих опробовать новинку или сразу же ее купить. Автомобиль моментально вознесли на самую высокую ступень в автомобильной иерархии, хотя стоил он в два раза дешевле ближайших конкурентов. Более того создатели заявили, что максимальная скорость Jaguar E-Type составляет… 150 миль/час (т.е. 242 км/ч)! В те времена на таких скоростях могли ездить только безумно дорогие суперкары по типу Mercedes-Benz 300SL или Ferrari 250GT.
С технической точки зрения первый Jaguar E-Type серии I являлся наиболее прогрессивным автомобилем своего времени. Он получил прочный 2-местный стальной полунесущий кузов со строгими аэродинамическими формами, тонкими бамперами и упрятанными под люцитовыми обтекателями фарами. На машине устанавливался хорошо известный по предыдущим моделям 6-цилиндровый рядный мотор серии XK. В нем нашли применение полусферические камеры сгорания, алюминиевая головка с двумя распредвалами и высокопроизводительная система питания на основе трех карбюраторов SU. Все это позволило достичь неплохих показателей — с рабочего объема 3,8 л конструкторы получили 265 л.с. и 352 Нм крутящего момента. В пару к мотору определили частично синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач фирмы Moss.
По наследству от спортивных предков Ягуар Е получил облегченное трубчатое шасси, дисковые тормоза всех колес, реечное рулевое управление и 15-дюймовые спицованные колеса с быстросъемной центральной гайкой. Передняя подвеска, как и полагалось спортивному автомобилю, была независимой — на двойных поперечных рычагах и с продольными торсионами в качестве упругих элементов. Заднюю подвеску, впервые в практике фирмы Jaguar, сделали независимой — на нижних поперечных рычагах с полуосями в качестве верхних рычагов. Интересно, что тормозные механизмы в ней были смонтированы не на колесах, а на выходе из картера главной передачи, что позволило снизить массу неподрессоренных элементов.
Один из лучших автомобилей 1960-х
Интерьер автомобиля был оформлен довольно аскетично. Он включал предельно упрощенный щиток приборов, деревянный руль и простые сиденья с кожаной обивкой. Купе снабжалось дополнительной задней, открывающейся влево дверью, а для удобства осмотра и обслуживания силового агрегата длинный капот откидывался вперед вместе с передними крыльями, фарами и бампером.
Забавно, что заявленные фирмой Ягуар предельные скоростные характеристики E-Type были несколько преувеличены. В стандартном серийном исполнении 1-тонный кабриолет разгонялся до 210 км/ч, а отметку в 96 км/ч он преодолевал за 6,9 сек. В 1964 году на свет появился модернизированный вариант с 4,2-литровым мотором, усиленными тормозами и полностью синхронизированной коробкой передач. Его мощность не изменилась, немного возрос крутящий момент, а разгон до «сотни» уменьшился до 6,4 сек. В 1966-м для экспорта в США были созданы модификации с автоматической 3-ступенчатой коробкой передач, увеличенной на 229 мм колесной базой и салоном с числом мест 2+2. В 1968 году на производство поступили машины второй серии с тем же мотором, слегка измененным дизайном и опциональным гидроусилителем руля.
Спустя три года дебютировал Jaguar E-Type серии III. Впервые в истории марки Ягуар, автомобиль получил V-образный 12-цилиндровый двигатель. При рабочем объеме 5,3 л агрегат выдавал 272 л.с и 473 Нм крутящего момента. Внешне новый Ягуар можно было распознать по хромированной решетке радиатора и слегка «припухлым» передним крыльям. Кроме того, E-type стал комфортабельнее, получил улучшенный салон, передние вентилируемые тормоза и гидроусилитель в качестве штатного оборудования. Но при всем при этом 12-цилиндровый E-type стал тяжелее (1486 кг) и хуже в управлении. В 1973 году грянул бензиновый кризис, и популярность машины пошла на спад. 1975 год стал последним в истории Jaguar E-Type. Всего было изготовлено 72 517 автомобилей.