Mercedes-Benz 300SL: история самого известного Мерседеса
09 июля 2023Окончание войны фирма Мерседес-Бенц, встретила на пепелище своих трех главных заводов, усердно выпускавших технику для вермахта. Казалось некогда престижная марка, выпускавшая наиболее прогрессивные и скоростные машины уже никогда не возродится. Однако уже в 1954 году, совершенно неожиданно для всех, компания представила спортивную модель Mercedes-Benz 300SL с низким профилированным кузовом, откидывающимися вверх дверями и мощным 6-цилиндровым впрысковым двигателем. Этой машиной концерн Даймлер-Бенц заявил всему миру, что в разрушенной и обнищавшей Германии еще способны строить настоящие автомобили!
Mercedes 300SL Gullwing
К выпуску Mercedes 300SL немцы начали готовиться с начала 1950-х. Сначала в серию был запущен обычный дорожный седан Mercedes-Benz 300 оборудованный прогрессивным 6-цилиндровым 3-литровым двигателем с верхним распредвалом и шатровыми камерами сгорания. В то время такие моторы были приоритетом для спортивных автомобилей, и в дорожных машинах практически не встречались. Затем на основе 300-ой модели, в 1952 году, появился первый спортпрототип 300SL (SL — Super Leicht) с облегченным обтекаемым алюминиевым кузовом на трубчатом каркасе и форсированным до 170 л.с. двигателем. Дебют этой машины произвел фурор в мире автогонок: прототип Mercedes-Benz 300SL сходу занял втрое место в гонке Милле Милья, а затем выиграл Гран-при Берна, гонки в Ле-Мане и Нюрбургринге, а также ралли Каррера Панамерикана.
Невероятный успех подтвердил правильность пути и осенью 1953 года конструкторы приступили к проектированию, приспособленной для общих дорог, модификации 300SL. Ее дебют состоялся на Нью-Йорском автосалоне 1954 года. Гражданский Mercedes-Benz 300SL (заводской индекс W198) был до предела насыщен техническим новинками, а кузов нарисованный малоизвестным тогда дизайнером Полем Браком, буквально сразил всех своим изяществом. Кроме того автомобиль демонстрировал одну важную «мировую премьеру» — на 6-цилиндровом двигателе, расположенным спереди с наклоном в 50°, была установлена механическая система впрыска топлива Bosch с шестиплунжерным насосом. При относительно невысокой 8,5 степени сжатия она позволила довести отдачу мотора до 215 л.с! Сейчас эти цифры звучат не очень убедительно, но в начале 1950-х автомобиль способный достичь 260 км/ч считался едва ли не гиперкаром.
Помимо инновационной системы питания, которая в будущем сыграла важную роль в истории фирмы Мерседес, на машине использовались все независимые подвески: спереди — на двойных поперечных рычагах и винтовых пружинах, сзади — на двух продольных рычагах и трех пружинах. Кроме того специально для 300SL, специалисты Continental разработали радиальные шины, призванные снизить избыточную поворачиваемость автомобиля. Интересно, что машина оборудовалась простой 4-ступенчатой механической коробкой передач, барабанными тормозами и типовым рулевым механизмом типа винт-шариковая гайка. Вместе с тем в трансмиссии нашла применение современная гипоидная главная передача.
Главной стилистической новинкой Мерседес стали Г-образные двери, которые в народе получили название Gullwing (крыло чайки). Они производили неизгладимое впечатление и одновременно несли функциональную роль. Дело в том, что в основе автомобиля находилась несущая пространственная рама сваренная из труб небольшого диаметра, и для придания ей необходимой жесткости, пришлось радикально до 60 см увеличить высоту порогов. Собственно для их преодоления и придумали открывающиеся вверх двери.
Автомобиль легенда
Несмотря на спортивно-гоночное предназначение, Mercedes-Benz 300SL имел 2-местный салон с отделкой из высококачественных материалов и богато украшенную хромом панель приборов. Кроме того на заказ можно было установить руль из слоновой кости и аудиосистему со встроенными в двери динамиками. Эксклюзивный статус модели предполагал непомерную цену — на основном рынке сбыта в США, машина стоила почти 7000 полновесных долларов (80000$ по современному курсу). Неудивительно, что автомобиль моментально приобрел авторитет среди состоятельной публики. На Mercedes-Benz 300SL ездили певцы, киноактеры, монархи и бизнесмены. Впрочем, большинство из них навыков управления столь быстрой и своенравной машиной не имели, отчего Gullwing отметился в нескольких резонансных авариях.
Несмотря на устойчивый спрос для Даймлер-Бенц купе 300SL играло второстепенную роль, так как фирма сосредоточилась на производстве массовых седанов Mercedes-Benz 220 и 300. Сборку базовой модификации 300SL свернули уже в 1957 году, а вместо нее выпустили куда менее эпатажную версию Mercedes-Benz 300SL W198-2 с открытым кузовом, упрощенной задней подвеской и вертикально расположенными фарами, которые вскоре перекочевали на другие модели концерна. Родстер вышел в общем-то не плохим, но он так и остался в тени своего предшественника. Производство серии 300SL свернули в 1963 году. К тому времени успели выпустить 3250 автомобилей, из них 1858 родстеров.
Технические характеристики Mercedes-Benz 300SL W198
Тип кузова | купе, родстер |
---|---|
Годы выпуска | 1954-1957 |
Тип двигателя | бензиновый, L6 |
Объем двигателя, см3 | 2996 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | M198 (215) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2400 |
Длина, мм | 4520 |
Ширина, мм | 1790 |
Высота, мм | 1300 |
Снаряженная масса, кг | 1295 |