Автомобильные радиоприемники СССР

Автомобильные радиоприемники СССР

12 июля 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Сегодня аудиосистема является обязательной комплектацией любого автомобиля, однако так было не всегда. На заре развития автомобиля радиоприемник, являлся особо роскошной опцией, недоступной большинству автомобилистов. Основной прогресс автомобильных звуковых систем происходил на Западе, но и в Советском Союзе были свои интересные разработки. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные авторадиоприемники СССР.

АИ-656

АИ-656 радиоприемник
Правый индикатор и регуляторы отвечали за настройку радиоприемника АИ-656, который находился под панелью

Самый первый советский радиоприемник появился в 1936 году. Это был 5-ламповый 6-контурный супергетеродинный радиоприемник с автоматическим регулятором громкости, рассчитанный для приема длинноволновых (150-420 кГц) и средневолновых (550-1500 кГц) радиостанций. Приемник устанавливался на правительственный ЗИС-101, и имел штатные элементы управления на передней панели автомобиля.

А-695

Автомобильные радиоприемники СССР - А-695

В 1945 году с постановкой на производство ЗИС-110, на основе АИ-656 был создан 5-диапазонный радиоприемник А-695.

А-5

А-5 радиоприемник ЗИМ ГАЗ-12

После начала производства новой представительской модели ГАЗ-12 ЗИМ в СССР развернули серийный выпуск автомобильного радиоприемника А-5. Это была улучшенная версия А-695 с двумя динамиками и увеличенным диапазоном частот: ДВ — 150-410 кГц, СВ — 530-1450 кГц, КВ1 — 6-6,25 МГц, КВ2 — 9,5-9,7 МГц, КВ3 — 11,7-11,9 Мгц.

А-8

Автомобильные радиоприемники СССР - А-8М
Такой комплект А-8М устанавливался на М-402

По-настоящему массовый выпуск автомобильных радиоприемников начался после начала производства ГАЗ-М-20 и Москвич-402. Эти машины комплектовались супергетеродинными 2-диапазонными радиоприемниками А-8 и А-8М. Последний соответствовал европейским стандартам, и штатно устанавливался на экспортный вариант М-402 и М-403. Вскоре, на основе А-8 был создан приемник А-17, который нашел свое применение в Москвич-407 и Волге ГАЗ-21.

АТ-64

АТ-64 радиоприемник

В начале 1960-х в производственную программу отечественных радиозаводов начали входить современные транзисторные радиоприемники. Первым таким прибором получившим массовое распространение стал 11-транзисторный 2-диапазонный супергетеродин с выходной мощностью 2 Вт. Приемник устанавливался на Москвич-408 и 412.

АВ-68

Автомобильные радиоприемники СССР - АВ-68
АВ-68 на панели ГАЗ-13

В 1968 году специально для лимузина ЗИЛ-111 был спроектирован новый всеволновый радиоприемник высшего класса АВ-68 с прогрессивной транзисторной компонентной базой. Он имел внушительную мощность в 16 Вт и комплектовался четырьмя динамиками и внешним пультом управления. Кроме того приемник обладал функциями автоподстройки и автонастройки. В целом АВ-68 получил довольно приличные характеристики, сопоставимые с лучшими западными аналогами того времени. Впрочем, широкого распространения он все-таки не имел, и помимо мелкосерийного ЗИЛ-111 применялся на Чайке ГАЗ-13 и ЗИЛ-114.

А-271

Радиоприемник А-271

Хорошо знакомый по Жигулям 3-й модели и Волге ГАЗ-24 приемник А-271 был разработан в 1974 году. Это был трехдиапазонный транзисторный радиоприемник с автоматической регулировкой усиления и номинальной мощностью 3 Вт.

Былина-207

Советский автомобильный радиоприемник Былина 207

Один из самых известных и распространенных автомобильных радиоприемников СССР появился в 1983 году. Приемник Былина-207 имел три диапазона волн, функцию фиксации пяти станций, помехоподавляющий фильтр, светодиодную индикацию диапазонов и автоматическую подстройку частоты. Данная магнитола устанавливалась на Волги, Жигули и Москвичи-2140.

Тонар РП-303

Тонар РП-303
Приемник имел два цветовых исполнения — черное и серебристое, что было большой редкостью для отечественной радиоаппаратуры

Сейчас это может показаться удивительным, но самыми существенными нововведениями приемника Тонар РП-303, появившегося в 1987 году, стали: цифровые часы, функция автоматического включения, люминесцентный дисплей и электронная автонастройка. Конечно, если сравнивать с зарубежной автозвуковой технической мыслью, которая уже экспериментировала с цифровым сигналом и сенсорными панелями, Тонар РП-303 выглядит довольно блекло. Однако для нашей страны этот радиоприемник считался очень продвинутым и современным. Тонар можно было найти в переднеприводных Самарах и Жигулях.

Круиз-203

Автомобильные радиоприемники СССР - Круиз-203

Наиболее совершенный советский автомобильный радиоприемник появился в 1988 году. Это был первый автомобильный радиоприемник СССР с цифровым дисплеем, синтезатором частот и электронным переключением диапазонов. Кроме того он получил 6 ячеек памяти для избранных радиостанций и функцию автоматического поиска во всем диапазоне частот. Продвинутой технике соответствовал внешний вид. Криз-203 выгодно отличался от своих собратьев цифровым дисплеем, россыпью кнопок управления и двумя ползунковыми регуляторами громкости и тембра. Выпускался приемник в гомеопатических количествах и в основном устанавливался на вазовские переднеприводники.

Автомобильные радиоприемники СССР

Безусловно это не все автомобильные радиоприемники СССР. В нашей стране выпускались и другие радиовещательные автоприемники, в том числе и со встроенными кассетными плеерами. Но о них мы вскоре расскажем в следующий раз.