Standard Vanguard: британская копия «Победы»?
ГАЗ-М-20 Победа является несомненной гордостью отечественного автопрома. Это был новаторский автомобиль — первый в мире с понтонным кузовом, первый в СССР с несущим кузовом и 12-вольтовым электрооборудованием. Советская пресса наперебой расхваливала горьковскую новинку и даже утверждала, что Победа послужила образцом для подражания для многих зарубежных фирм. Действительно, если взглянуть на британский Standard Vanguard появившийся на два года позже ГАЗ-М-20, невольно возникнет мысль, что англичане начисто «содрали» советскую машину. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Standard Motor Company
Малоизвестная в нашей стране фирма Standard была основана в 1903 году британским инженером-конструктором Реджинальдом Модсли. Компания занималась производством автомобилей, которые славились высокой прочностью и надежностью. Во время Второй мировой войны, Standard помимо автомобилей, выпускала и самолеты — в том числе знаменитые бомбардировщики De Havilland Mosquito. После окончания войны компания Standard представляла собой довольно крепкое предприятие с большим конструкторским потенциалом.
Попутно выкупив обанкротившуюся автомобилестроительную фирму Triumph, в 1945 году Standard возобновила выпуск простых довоенных моделей. Автомобили получили неплохой спрос, однако руководитель предприятия Джон Блэк предложил не почивать на лаврах, а приступить к разработке принципиально новой модели. Проект получивший обозначение в честь последнего британского линкора Vanguard, стартовал в мае 1945 года. К этому времени уже были построены первые прототипы Победы, в июне 1945 года в тайне представленные товарищу Сталину.
Standard Vanguard
Первый деревянный макет Standard Vanguard собрали в 1946 года, а полностью готовый автомобиль появился лишь к осени следующего года. По своему внешнему виду он здорово напоминал Победу. Это был среднеразмерный легковой автомобиль с двухобъемным 4-дверным несущим кузовом с длинным и широким капотом аллигаторного типа, гладкими боковинами без выступающих крыльев и обтекаемой хвостовой частью.
Казалось бы схожая понтонная форма и близкая стилистика говорят нам о том, что британцы нагло «срисовали» советскую машину. Однако если говорить объективно, то это маловероятно. Во-первых, проект ГАЗ-М-20 разрабатывался если не секретно, то по крайней мере без лишней огласки, и за рубежом был неизвестен. Во-вторых, дизайнер Standard Vanguard Уолтер Билгроув вовсе не скрывал, что при создании машины он вдохновлялся дизайном американского Plymouth De Luxe образца 1942 года. Таким образом, внешнюю схожесть Победы и Вэнгарда (Vanguard — в переводе Авангард) можно считать случайной, обусловленной лишь желанием упростить и удешевить производство автомобилей.
В технической части машины также были довольно похожи. Standard Vanguard оборудовался 4-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 2,1 л мощностью 68 л.с. Он был сблокирован с 3-ступенчатой «механикой», крутящий момент от которой через карданную передачу и гипоидный задний мост передавался к ведущим колесам. Передняя подвеска была независимой пружинной на поперечных рычагах, задняя — рессорной. Все тормоза — барабанные с гидравлическим приводом. При этом английская машина обладала высокой весовой культурой и весила почти на 400 кг меньше (1053 кг) чем Победа (1460 кг). Учитывая, что двигатель Vanguard был еще и мощнее на 16 л.с., то на шоссе ГАЗ-М-20 для Стандарта был не соперник. Впрочем, в послевоенной Британии, а тем более СССР, в приоритете были прежде всего надежность и невысокая стоимость, чему оба автомобиля в полной мере соответствовали.
Standard Vanguard Mk-1 поступил на производство в мае 1948 года. На рынке автомобиль встретили довольно тепло, и за четыре года было успешно реализовано 185 тысяч машин. С 1953 года в серию пошел модернизированный вариант Mk-2 с новым трехобъемным кузовом седан, а годом позднее появился Mk-2D — первый в Великобритании дизельный легковой автомобиль. Постепенно, с появлением более совершенных автомобилей, популярность Standard Vanguard пошла на спад. В результате в 1956 году, на отметке в 81 тысячу выпущенных экземпляров, производство Vanguard Mk-2 было завершено. Впоследствии под этим названием выпускались и другие автомобили, но к оригинальным машинам первых двух серий они никакого отношения уже не имели.
Сравнительные характеристики Standard Vanguard Mk-1 и ГАЗ-20 Победа
Автомобиль | Standard Vanguard | ГАЗ-М-20 Победа |
---|---|---|
Тип кузова | фастбэк | фастбэк |
Годы выпуска | 1948-1953 | 1946-1958 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 2088 | 2120 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Standard (68) | М-20 (52) |
Привод | задний | задний |
Колесная база, мм | 2390 | 2700 |
Длина, мм | 4170 | 4665 |
Ширина, мм | 1750 | 1695 |
Высота, мм | 1620 | 1640 |
Снаряженная масса, кг | 1053 | 1530 |