УАЗ-3172 и другие неизвестные внедорожники «Симбир»

УАЗ-3172 и другие неизвестные внедорожники «Симбир»

18 января 2023 0 Автор autohs.ru

В 1972 году на конвейере Ульяновского автозавода прописался новый базовый армейский внедорожник УАЗ-469Б. Это был чрезвычайно простой по устройству и дешевый в изготовлении автомобиль, в конструкции которого не предусматривались независимые подвески и блокировки дифференциалов. Однако то, что казалось достаточным в 1960-х, в момент разработки автомобиля, к концу десятилетия уже устарело. Как следствие почти сразу после начала производства 469-го, ульяновские конструкторы приступили к проектированию радикально нового семейства внедорожников Симбир — УАЗ-3170, УАЗ-3171 и УАЗ-3172.

УАЗ-3170

УАЗ-3170
УАЗ-3170 с закрытым кузовом

Разработка УАЗ-3170 стартовала в 1974 году после назначения на УАЗ нового главного конструктора Льва Старцева. В отличие от УАЗ-469, автомобиль проектировали по совершенно новой компоновочной схеме с неразрезными портальными мостами на пружинных подвесках. Эти мосты с редукторами внешнего зацепления позволили увеличить дорожный просвет до невероятных для машин такого класса 325 мм. Кроме того конструкторы предусмотрели установку двухступенчатой раздаточной коробки с блокируемым межосевым дифференциалом. Главную передачу переднего моста перенесли на левую сторону, а двигатель сместили назад и вправо, увеличив тем самым ходы подвески и понизив центр тяжести автомобиля. В целях экономии предполагалось использовать штатный 75-сильный двигатель от УАЗ-469, однако просторный моторный отсек позволял устанавливать и более мощные агрегаты, в том числе перспективный 3-литровый УМЗ-421 мощностью 105 л.с. Для этого мотора создали новую 4-ступенчатую синхронизированную коробку передач. Тормоза всех колес сделали барабанными с вакуумным или гидравлическим усилителем. Последний устанавливался только в паре с гидроусилителем руля.

УАЗ-3170 Симбир

В основе УАЗ-3170 положили прочную лонжеронную раму лестничного типа. Для улучшения устойчивости, единственный топливный бак расположили между лонжеронами в задней части машины. Шасси сразу сделали пригодным для установки различных типов кузовов, в том числе и вагонной компоновки. В базовом армейском варианте монтировался 2-дверный 8-местный кузов с упрощенным прямолинейным дизайном, мягким съемным тентом и откидными лавками в багажнике. В гражданской модификации устанавливался универсальный 2-дверный 5-местный кузов с жесткой крышей и складным задним диваном. При этом оба варианта имели современную пластиковую отделку и улучшенную эргономику салона.

В салоне УАЗ-3170 Симбир
Автомобиль имел довольно современную отделку с рулем из мягкого пластика и формованные обшивки дверей

Конструкторские работы по теме Симбир завершились в 1977 году. Машина получилась весьма современной и на голову превосходила предшественника. Однако в 1978 году Минавтопром неожиданно завернул перспективный проект, сославшись на недостатки выбранной компоновочной схемы, и предложил Ульяновскому заводу заняться доработкой серийного УАЗ-469. На этом в истории УАЗ Симбир можно было бы поставить точку, если бы машиной не заинтересовались военные, которые в случае успешных испытаний пообещали профинансировать перспективный проект.

УАЗ-3171

УАЗ-3171
УАЗ-3171

В 1982 году на заводе построили два опытных прототипа: гражданский УАЗ-3170 и военный УАЗ-3171, которые отправились на заводские испытания. Казалось, что автомобилю грозит светлое серийное будущее, однако все вышло совсем наоборот. В 1984 году после предварительных испытаний, Минавтопром вновь потребовал изменить компоновку автомобиля и расположить двигатель над передним мостом. Фактически ульяновцам предстояло разработать новый автомобиль. На самом деле правильность выбора изначальной компоновки ни у кого не вызывала сомнений, а отвергнута она была лишь по формальным причинам. Отказ скорее всего был вызван нехваткой финансирования, на фоне кризисных явлений начавшихся в советской экономике.

Внедорожник УАЗ Симбир
УАЗ Симбир с открытым кузовом и мягким тентованным верхом

Как бы то ни было в 1988 году уазовцы полностью перекомпоновали свою машину. На сей раз двигатель разместили прямо над передним мостом, а взамен оригинальных редукторов, на мостах установили серийные редукторы от УАЗ-469. В результате дорожный просвет уменьшился до 290 мм. В качестве базового теперь применялся перспективный дизель УМЗ-440 мощностью 92 л.с., являвшийся дальнейшим развитием двигателя НАМИ-0101. Альтернативой ему служил бензиновый УМЗ-417 мощностью 97 л.с.

До конца 1989 года опытные УАЗ-3171 проходили всесторонние испытания. Они выявили серьезные проблемы с надежностью. Кроме того основной заказчик исходя из современных тенденций, полностью пересмотрел требования к многоцелевому армейскому автомобилю, в сторону увеличения грузоподъемности и пассажировместимости.

УАЗ-3172

УАЗ-3172
УАЗ-3172

Исходя из новых требований пришлось увеличить габариты автомобилей и вернуться к смещенной компоновке двигателя и оригинальным портальным мостам от УАЗ-3170. Пружинную подвеску и барабанные тормоза оставили без изменений. Кроме того в целях снижения затрат, в конструкцию внедрили компоненты уже выпускающихся машин.

Кузов УАЗ-3172 спроектировали с нуля. Его сделали 4-дверным с экстерьером в стиле английских внедорожников Land Rover. В армейской версии задний борт открывался вправо, а взамен задних сидений были установлены откидные лавки на 8 человек (общая вместимость салона — 10 человек). Помимо упрощенного варианта с мягким верхом, спроектировали цивильный 5-дверный цельнометаллический кузов с улучшенной внешней отделкой и салоном с традиционной компоновкой посадочных мест.

Прототипы СССР УАЗ-3172-01
УАЗ-3172-01 в гражданском варианте

Четыре опытных образца УАЗ-3172 были построены в 1990 году. Они оснащались бензиновым двигателем УМЗ-417 и проходили всесторонние испытания вплоть до ноября 1991 года. В том же году построили еще один прототип, на этот раз оборудованный цивильным 5-дверным кузовом с измененным оформлением передка и пластиковыми бамперами с молдингами по кругу. В салоне УАЗ-3172-01 Симбир имел улучшенную отделку и радиоподготовку с магнитолой. Под капотом машины скрывался двигатель УМЗ-420 мощностью 97 л.с. оборудованный инжекторной системой питания. При этом в отличие от военного собрата, гражданский Симбир получил обычные безредукторные мосты «спайсер» (дорожный просвет 220 мм) и дисковые передние тормоза.

Государственные испытания 1992-1993 годов доказали полную жизнеспособность новых УАЗов. Автомобили на голову превосходили предшественников УАЗ-469 (УАЗ-3151) по показателям проходимости, комфортабельности, динамике, вместимости и грузоподъемности. Внедорожники без проблем преодолевали тяжелое бездорожье, 1,3-метровые броды, 30-градусные подъемы и косогоры крутизной 20°.

Итог государственной комиссии на этот раз был однозначен — рекомендовать УАЗ-3172 к серийному производству. Однако время уже было упущено! Шел 1993 год и у основного заказчика, впрочем, как и у завода денег на освоение машины, так и не нашлось. А жаль, ведь потенциал у первого Симбира был поистине колоссальный, не чета текущему УАЗ-3163 Патриот.