НАМИ-0101: дизельный двигатель для «Волги» и УАЗа

НАМИ-0101: дизельный двигатель для «Волги» и УАЗа

К началу 1960-х советская автопромышленность обладала довольно скромным ассортиментом легковых двигателей: три базовых бензиновых конструкции и ни одной дизельной. Между тем одним из приоритетов развития автопрома в VIII пятилетке стало увеличение экспорта советских автомобилей. За границей, особенно в Западной Европе, популярностью пользовались легковые автомобили с дизельными двигателями. Как следствие В/О Автоэкспорт, курирующий поставки советской техники за рубеж, настаивал на разработке модификаций с дизельными силовыми установками. Так появился НАМИ-0101 — перспективный четырехцилиндровый дизельный мотор для автомобилей Волга и УАЗ.

НАМИ-0101

НАМИ-0101
НАМИ-0101 под капотом УАЗ-469Б

Разработка двигателя НАМИ-0101 стартовала в 1965 году, силами Научно-исследовательского автомобильного института. Она велась под руководством Сергея Борисовича Чистозвонова — одного из создателей легендарного танкового дизеля В-2. Агрегат не проектировался с нуля, а был построен на основе бензинового 4-цилиндрового ГАЗ-21А. При конвертации удалось сохранить большую часть деталей исходного мотора, а также его габарит и компоновку. Из новых компонентов: новая ГБЦ, поршни, форсунки и топливный насос высокого давления.

При рабочем объеме в 2445 см3 двигатель НАМИ-0101 развивал всего 65 л.с. при 4000 об/мин. Учитывая, что в процессе дизелизации мотор потяжелел на 53 кг — не слишком выдающийся результат. В 1967 году двигатель проходил испытания на Волге, а в 1970 году он был внедрен под капот опытного УАЗ-469Б. Для автомобиля массой более 1600 кг такой мотор оказался слабоват и в 1974 году его форсировали до 75 л.с.

Дизельный двигатель УАЗ
Общий вид двигателя

Несмотря на жизнеспособность концепции, перспективный дизель серийного воплощения так и не получил. Основной заказчик в лице Минобороны СССР от НАМИ-0101 отказался, посчитав его слишком маломощным и сложным для массовой армейской машины. Разворачивать мелкосерийное производство для экспортных машин, также посчитали экономически не целесообразным. Вялотекущая разработка мотора велась вплоть до конца 1980-х пока не была свернута окончательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *