Легендарные автомобильные конструкторы СССР

Легендарные автомобильные конструкторы СССР

14 сентября 2022 0 Автор autohs.ru

В СССР конструкторы авиационной и космической техники пользовались особым почетом. Фамилии инженеров Туполева, Ильюшина, Яковлева, Королева и других, были знакомы каждому советскому гражданину. Иным образом ситуация обстояла с разработчиками автомобильной техники. Мало кому из обывателей было известно кто спроектировал Москвич-412 или скажем «Волгу» ГАЗ-21. Сегодня мы постараемся исправить этот недостаток, и расскажем о легендарных автомобильных конструкторах Советского Союза.

Александр Федорович Андронов

Автомобильные конструкторы СССР - Александр Федорович Андронов
Александр Федорович Андронов

Александр Федорович Андронов родился в 1910 году в Пскове. После окончания Автодорожного техникума, он трудился на заводе АМО, затем на автотракторном институте НАТИ, а в 1944 году пришел на Московский завод КИМ (будущий МЗМА) в качестве руководителя экспериментального конструкторского отдела. Пять лет спустя А.Ф. Андронов стал главным конструктором завода. Вскоре под его руководством были созданы такие ключевые для советского автопрома модели как Москвич-401, 402, 408, 410, 412 и 2140. Кроме того он стал создателем первого микролитражного автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец».

Под руководством Андронова, Московский автозавод стал основным производителем легковых машин в СССР, а также успешным экспортером автомобилей за рубеж. В середине 1960-х за границу отправлялось более половины от выпущенных машин!

Москвич-410
Москвич-410

Главный конструктор МЗМА был сторонником оригинальных или лицензионных конструкций и скептически относился к слепому заимствованию чужих разработок. В итоге его стараниями советская автопромышленность стала обладателем множества зарубежных патентов на современные узлы и агрегаты. Так по английской лицензии на Москвич-412, впервые в отечественной практике, начали устанавливать диафрагменное сцепление и гидровакуумный усилитель.

Не последнюю роль Андронов сыграл в судьбе еще одного знакового советского автомобиля — ВАЗ-2101. Будучи в составе советской делегации именно он «продавил» итальянцев на установку прогрессивного верхневального двигателя, взамен устаревшего нижневального.

Москвич-408
Москвич-408

На АЗЛК Александр Федорович трудился до 1972 года, отдав московскому предприятию без малого 30 лет. За это время помимо основной деятельности, он сумел подготовить отличных специалистов, множество научных работ и материалов.

Виталий Андреевич Грачев

Автомобильные конструкторы СССР - Виталий Андреевич Грачев
Виталий Андреевич Грачев

Не покривим душой если скажем, что в ХХ-веке Виталий Андреевич Грачев — это наиболее компетентный и талантливый специалист в области проектирования техники повышенной проходимости. Это был легендарный конструктор, основатель уникального конструкторского бюро СКБ ЗИЛ и лауреат двух Сталинских премий!

Родился Виталий Андреевич в 1903 году в Томске. Трудовую карьеру начал в 1931 году на Горьковском автозаводе, куда попал после службы в армии. На ГАЗе Грачев занимался разработкой автомобилей повышенной проходимости. Первыми проектами стали экспериментальные трехосные ГАЗ-АААА (6х4) и ГАЗ-21 (6х4). Затем в 1940 году был создан полноприводный ГАЗ-61 (4х4) — один из первых в мире легковых внедорожников! В годы войны Грачев успел поработать над армейским вездеходом ГАЗ-64, бронемашиной БА-64 и оригинальной колесной САУ КСП-76. За успешную работу, в 1942 году, конструктор получил первую Сталинскую премию.

ГАЗ-21
ГАЗ-21

К середине 1940-х за Грачевым сложилась репутация очень способного и талантливого инженера, специалиста по внедорожной технике. Неудивительно, что именно ему в конце 1940-х годов доверили создать первый в Советском Союзе плавающий автомобиль. С этим он блестяще справился, и в 1951 году на свет появилась амфибия ДАЗ-485. За эту машину Грачев получил вторую Сталинскую премию. В том же году Виталий Андреевич перешел на Московский автозавод ЗИС (будущий ЗИЛ), где его талант раскрылся в полном объеме.

В 1954 году на Заводе им. Сталина было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ) для исследований в области проходимости колесных машин. Как не трудно догадаться деятельность данного СКБ прежде всего велась в интересах Минобороны.

ЗИЛ-Э134 Макет №1
ЗИЛ-Э134 Макет №1

Первым проектом новой организации стал экспериментальный четырехосный вездеход ЗИС-Э134. Он никогда не планировался к серийному производству и служил как испытательный стенд для проверки основных конструкторских решений для машин с колесной формулой 8х8. И это характерно для большинства автомобилей СКБ. Грачев не боялся нетрадиционных технических решений и искал любые возможные способы для повышения проходимости. В его отделе строились самые разнообразные машины отличные компоновкой, типом шин, типом трансмиссий, схемой расположения осей и так далее. Из знаковых автомобилей нужно отметить:

  • ЗИЛ-157Р (1957) — трехосная машина с равноудаленными мостами и управляемыми первыми и последней парой колес
  • ЗИЛ-135 (1958) — четырехосный десантный транспортер-амфибия с бортовой трансмиссией
  • ЗИЛ-135Е (1960) — четырехосное шасси для ракетных пусковых установок, первый в СССР автомобиль подобного класса. В будущем переродился в серийный ЗИЛ-135ЛМ, который используется до сих пор
  • 9П166 (1962) — вертолетотранспортабельная(!) самоходная ракетная установка с несущим корпусом (контейнером), газотурбинным двигателем и электрической трансмиссией
  • ЗИЛ-Э167 (1962) — трехосный снегоход с огромными (21,00-28) колесами, двухмоторной силовой установкой и стеклопластиковым кузовом
  • ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965) — амфибия с несущим стеклопластиковым корпусом и великолепной 4-бальной мореходностью
  • ПЭУ-1 (1965) — поисково-эвакуационная установка с алюминиевой рамой, водоизмещающим корпусом и крановой установкой. Автомобиль предназначался для эвакуации спускаемых космических аппаратов
  • ЗИЛ-132Р (1974) — многофункциональный трехосный грузовик с кабиной над двигателем, независимой подвеской всех колес и управляемыми передней и задней осями
  • ЗИЛ-4906 «Синяя птица» (1975) — авиатранспортабельный, многофункциональный автомобиль-амфибия. В составе комплекса работал над эвакуацией спускаемых космических аппаратов
ЗИЛ-135Э
Уникальная разработка СКБ — ЗИЛ-135Э с электрической трансмиссией с мотор-колесами

Все вышеперечисленное — это лишь малая часть реализованных под руководством В.А. Грачева проектов. Всего их можно насчитать больше сотни! Грачев внес неоценимый вклад в развитие советской автомобильной науки, помимо исследований по основному профилю, на СКБ ЗИЛ была разработана научная методика испытаний машин повышенной проходимости, которая актуальна и по сей день.

Виталий Андреевич трудился до последних своих дней и покинул наш мир в декабре 1978 года.

Андрей Александрович Липгарт

Автомобильные конструкторы СССР - А.А. Липгарт
КИМ-10-52 и Андрей Александрович Липгарт

Андрей Александрович Липгарт — пожалуй наиболее известный, уж точно самый заслуженный автомобильный конструктор СССР. Обладатель пяти орденов и пяти Сталинских премий, главный конструктор Горьковского автозавода, талантливый инженер и отличный управленец. Липгарт — самая настоящая «глыба» советского автопрома.

Родился Андрей Александрович в 1898 году в Москве. В 1918 году был призван в армию, где занимался ремонтом автомобилей. В 1921 году он поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), а после окончания учебы попал по распределению в НАМИ. Первой серьезной работой стало создание первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. Успешно с ней справившись, Липгарт переехал в Нижний Новгород, где активно строился Нижегородский автозавод (с 1933 года Горьковский автозавод — ГАЗ).

На новое место Липграт попал сразу в должности главного конструктора. В то время в СССР такой стремительный карьерный рост был не удивителен. В стране ощущался острый дефицит квалифицированных кадров, поэтому на ответственную должность могли назначить даже малоопытного специалиста. Впрочем, Андрея Александровича новая должность не испугала и он с энтузиазмом погрузился в работу по запуску огромного завода. Хорошим подспорьем стала стажировка в США на фирме Форд, где он смог воочию увидеть как проходит массовое производство автомобилей.

ГАЗ-А 1932
ГАЗ-А на конвейере Горьковского автозавода 1932 год

Поначалу конструкторский отдел ГАЗа занимался адаптацией заокеанской техники к отечественным реалиями. Уже в феврале 1932 года завод выпустил свой первый автомобиль — грузовой ГАЗ-АА (в девичестве Ford Model AA), а спустя восемь месяцев из ворот завода выехала первая легковушка — ГАЗ-А (лицензионный Ford A).

Мало-помалу инженерский состав, под руководством А.А. Липгарта, двигался к разработке своих оригинальных конструкций. В 1936 году завод освоил производство ГАЗ-М-1 — существенно модернизированного варианта Ford Model B. Причем настолько существенного, что впору говорить о М-1 как о первой оригинальной машине ГАЗ. Двумя годами позднее сменив обозначение на ГАЗ-ММ, прошел модернизацию флагман завода — ГАЗ-АА.

СУ-76М
СУ-76М Горьковского автозавода

Во время войны приоритет сместился в сторону создания военной техники. Липгарт принимал участие в разработке первых отечественных военных «джипов»: ГАЗ-64 и ГАЗ-67. В 1942 году на базе первого, началось серийное производство бронеавтомобилей БА-64. Кроме того на ГАЗе в короткие сроки удалось наладить выпуск легких танков Т-60 и Т-70, а также САУ СУ-76. За эти заслуги А.А. Липгарт дважды был удостоен Сталинской премии — в 1942 и 1943 годах.

Послевоенный период ознаменовался бурным развитием Горьковского автозавода. В 1946 году он первый из отечественных грузовых автопредприятий перешел на выпуск совершенно новой модели ГАЗ-51. Грузовик с прогрессивной конструкцией обладал повышенной до 2,5 т грузоподъемностью, и по стандартам того времени вышел довольно надежной и экономичной машиной. За эту разработку Липгарт получил очередную Сталинскую премию.

А.А. Липгарт и ГАЗ-51
ГАЗ-51 и коллектив создателей (А.Д. Просвирин, В.И. Борисов, Л.В. Косткин, А.М. Кригер, А.А. Липгарт)

В легковом сегменте дела обстояли не хуже. В том же 1946-м заводчане представили новый легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». Впервые в отечественной практике он получил несущий кузов, да еще и в необычном дизайне без выступающих крыльев и порогов. За М-20 в 1949 году Липграт получил еще одну премию имени Сталина. Следующим на очереди стал ГАЗ-12 (ЗИМ) — автомобиль высшего класса с несущим кузовом, гидромеханической трансмиссией и великолепным дизайном. Такой выдающийся автомобиль не остался без очередной государственной награды.

К началу 1950-х в Горьком, стараниями главного конструктора сформировалась пожалуй наиболее сильная в стране конструкторская школа, которая могла и умела создавать по-настоящему передовые и оригинальные машины. Впрочем, так продолжалось и дальше, но уже без А.А. Липгарта. В 1951 году на заводе приключилась неприятный инцидент связанный с одним военным заказом.

ГАЗ-М-20 Автомобильные конструкторы СССР
А.А. Липграт с группой конструкторов ГАЗ-М-20

Суть этой истории заключалась в том, что Горьковскому заводу передали на производство созданный в НАМИ на базе устаревшего ГАЗ-67, автомобиль-амфибию НАМИ-011. В свете того, что на заводе готовился к выпуску более совершенный внедорожник ГАЗ-69, Липгарт вознамерился сконструировать на его основе собственную амфибию. Это не понравилось ведущему конструктору НАМИ-011 Витольду Крещуку, и тот настрочил несколько доносов. В результате Липграт был уволен с ГАЗа и переведен на УралЗИС рядовым конструктором.

В Миассе Андрей Александрович проработал недолго. В 1953 году, после смерти Сталина, он вернулся в Москву и стал главным конструктором НАМИ, а позднее директором по научно-экспериментальной работе. С тех пор непосредственным созданием автомобилей Липгарт не занимался. Он вел большую научную и педагогическую работу, стал автором 70 работ и преподавал в МВТУ им. Баумана.

Великий жизненный путь Андрея Александровича Липгарта завершился в 1980 году.

Автомобильные конструкторы СССР

Выше представлена краткая биография всего лишь нескольких, особо выдающихся автоконструкторов СССР. На деле в нашей стране было множество талантливых инженеров и конструкторов создавших множество великолепных автомобилей!