ГАЗ-А: первый советский легковой автомобиль
10 ноября 2023В конце 1920-х советскую автомобильную промышленность представляли всего три небольших предприятия. В 1929 году они вместе произвели 1500 грузовых и 150 легковых автомобилей. Для самой большой в мире страны, вставшей на путь мощных экономических преобразований, такое было недопустимо. Как следствие первоочередной задачей первой пятилетки стала организация производства автомобилей. Естественно речь шла о грузовиках, но задумывая постройку первого советского автогиганта — завода ГАЗ, советское правительство проявило дальновидность и с самого начала запланировало выпуск легковых автомобилей. Первой такой машиной стал ГАЗ-А.
По лицензии фирмы Форд
В одиночку осуществить столь масштабный проект молодому советскому государству было не под силу, поэтому в правительстве решили закупить всю необходимую техническую документацию, лицензию на производство автомобиля и необходимое оборудование на Западе. После недолгих поисков походящий стратегический партнер был найден. Им стала крупная американская автомобилестроительная фирма Ford. Ее легковые и грузовые автомобили отличались технологической простотой, надежностью и имели большую степень унификации между собой. Договор между фирмой Ford Motor Company и правительственной комиссией ВСНХ СССР был подписан 31 мая 1929 года. Соглашение предусматривало закупку необходимых патентов и полное техническое содействие американских специалистов сроком на 10 лет. В ответ Советский Союз обязывался закупить 72 тыс. машинокомплектов. Непосредственное проектирование завода заказали другой американкой фирме Albert Kann Inc из Детройта.
Нижегородский автомобильный завод (7 октября 1932 года переименован в Горьковский автозавод) мощностью 100 тыс. автомашин в год вступил в строй в рекордные сроки — всего через три года после начала строительства. Первый грузовик НАЗ-АА (позднее ГАЗ-АА) покинул ворота предприятия 29 января 1932-го, а уже 6 декабря того же года был собран первый легковой автомобиль ГАЗ-А. Начало массовому производству автомобилей в СССР было положено!
ГАЗ-А
ГАЗ-А (в девичестве Ford Model A) представлял собой типовой американский автомобиль с передним расположением мотора и задним приводом. Заокеанский прототип пришел на смену легендарной модели Ford T в 1927 году и соответствовал всем признакам «фордизма», иначе говоря имел простую, дешевую и наиболее рациональную конструкцию. В основании автомобиля находилась клепаная рама с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения. На ней в передней части расположился рядный 4-цилиндровый 40-сильный нижнеклапанный двигатель с блоком из серого чугуна и поршнями из алюминиевого сплава. Мотор работал в паре с 3-ступенчатой несинхронизованной коробкой передач, крутящий момент от которой, посредством карданного вала передавался на задний мост с конической главной передачей.
Подвески колес также не отличались изысками. Зависимые, они подвешивались на поперечных полуэллиптических рессорах и рычажных гидравлических амортизаторах. Обе оси оборудовались спицованными колесами размерностью 5,00-19 и барабанными тормозами с механическим тросовым приводом. Вообще конструкция машины была очень простой: масляный фильтр, термостат и бензонасос отсутствовали, а топливо подавалось самотеком. Из электрооборудования имелись лишь одно реле, а обзорность в непогоду обеспечивал единственный стеклоочиститель с вакуумным приводом. Зато ветровое стекло было самым современным — трехслойным с пластиковым слоем посередине, препятствующим образованию острых осколков при повреждении.
Штампованный открытый 4-дверный кузов дизайном не поражал. Внутри находился простенький 4-местный салон с двумя «лавками» сидений и бесхитростной приборной панелью с амперметром, спидометром и примитивным счетчиком топлива. В случае непогоды можно было разложить брезентовый верх и боковины с небольшими окошками. Багажник как таковой отсутствовал. Кроме того очень нахватало вентиляционной установки с отопителем.
Серьезные недостатки
Первый советский легковой автомобиль представлял собой практически точную копию американского Ford A в кузове Standard Phaeton 35B. Исключением стали усиленный картер сцепления, рулевой механизм и дополнительный воздушный фильтр. Внешне отечественную машину можно было отличить только по отсутствию вспомогательных накапотных фар.
Первые товарные «газики» вызвали справедливую гордость у руководителей и рабочих автозавода, ведь им удалось сделать почти невозможное — в одночасье сократить отставание и наладить массовое производство, хоть и простого, но вполне современного автомобиля. Однако довольно скоро на модель посыпались серьезные рекламации. Оказалось что маломощный двигатель хорош только на асфальтовых дорогах, а на бездорожье 40 л.с. было уже не достаточно. Отсутствие масляного фильтра хоть и несколько упростило техническое обслуживание, в то же время серьезно сократило срок службы мотора. Слабоваты оказались подвески и рама. Кроме того выявилась недостаточная прочность кузова и деталей трансмиссии. В среднем ресурс двигателя ГАЗ-А не превышал 25 тыс. км, а ходовая часть требовала ремонта уже через 10 тыс. км!
Ситуация сложилась самая серьезная. Вместо того чтобы увеличить выпуск автомашин, завод был вынужден нарастить производство запасных частей. Стало очевидно, что выпускать зарубежные автомобили без серьезной модернизации и адаптации к суровым дорожным условиям в нашей стране невозможно. Производство модели ГАЗ-А свернули через четыре года. Всего в СССР выпустили 41 917 единиц. Для сравнения за тот же срок в Америке собрали 4,8 млн. автомобилей Ford A. Несмотря на низкие показатели надежности первый легковой автомобиль ГАЗ подарил нашим конструкторам богатый опыт, который в полной мере пригодился при создании следующей, куда более удачной модели ГАЗ-М-1.