«Самавто»: лучшие самодельные автомобили СССР
08 ноября 2023Советское автомобильное движение Самавто (Самодельные автомобили) зародилось еще в начале 1960-х, как ответ на острый дефицит народных автомобилей. Довольно быстро оно оформилось во всесоюзное движение конструкторов-любителей — с ежегодными автопробегами и регулярными публикациями в прессе. Несмотря на нехватку запасных частей и отсутствие производственной базы, некоторые самоделки по уровню проработки и технических решений не уступали автомобилям серийной конструкции! В этой статье мы расскажем про лучшие самодельные автомобили СССР.
Самодельные автомобили СССР
Поначалу самодельщиков побуждало к творчеству простое желание — иметь собственный автомобиль. Никакой эстетики и прорывной техники — главное ездить, и желательно с маломальским комфортом. Со временем любительским автостроением занялись люди желающие заполучить уникальную (в рамках не слишком разнообразного серийного советского автопрома) машину. Так появилось несколько направлений в Самавто: кто-то строил стильные спортивные двухдверки, иные — семейные минивэны и даже внедорожники!
Схема постройки почти всех самодельных автомобилей в СССР была примерно одинакова — конструкторы старались задействовать максимальное количество серийных узлов и агрегатов. В конце концов изготовить в кустарных условиях двигатель, или скажем коробку передач, было практически невозможно. Иное дело кузов. Тут самодельщики творили кто во что горазд — строили простые кузова с деревянным каркасом и фанерной обшивкой, вручную выколачивали стальные кузовные панели и сваривали несущее основание или экспериментировали со стеклопластиками и другими синтетическими материалами.
Ленинград
Один из самых ярких автомобилей ранней эпохи Самавто был построен в 1956 году А.Д. Бабичем из Ленинграда. Он представлял собой стильный 2-дверный родстер с широким приземистым кузовом с элегантным изгибом поясной линии и комфортабельным двухместным салоном. Подстать внешности была техника — автомобиль оборудовался 6-цилиндровым 90-сильным двигателем от представительского ГАЗ-12. С этим мотором, как утверждал создатель, Ленинград мог разгоняться до 180 км/ч!
GT-77
Спортивное направление среди автостроителей непрофессионалов пользовалось особой популярностью. Так в 1977 году ереванский инженер Рафик Ордян спроектировал и построил уникальное купе GT-77. Автор явно вдохновлялся итальянскими спорткарами тех лет, отчего автомобиль получил весьма привлекательный 2-дверный кузов фастбэк с вытянутым капотом, скрытыми фарами и боковыми Г-образными дверями, откидывающимися вверх.
GT-77 отличался довольно серьезным уровнем проработки салона, а в качестве силового агрегата, Ордян использовал 45-сильный чехословацкий верхнеклапанный мотор от Skoda 1201. Все остальные агрегаты и элементы подвески были позаимствованы у автомобиля Москвич-412. С таким маломощным двигателем GT-77 не отличался скоростными характеристиками — его максимальная скорость не превышала 130 км/ч. Зато за внешнее оформление стеклопластикового кузова и высокий технический уровень, ереванский «грантурер» завоевал несколько всесоюзных наград.
Меркурий
Еще один интересный спортивный автомобиль был построен московским слесарем Владимиром Мищенко в 1982 году. Автомобиль получил элегантный 2-дверный кузов типа купе обшитый стеклопластиковыми внешними панелями. В основании кузова находилась оригинальная рама сваренная из труб коробчатого сечения к которой крепились подвески от ВАЗ-2106. Двигатель, задний мост и трансмиссия также были позаимствованы у «шестерки». Известно, что Меркурий был не первым проектом Владимира Мищенко, ранее он участвовал в создании спортивной самоделки Спорт-1500.
Широкое применение серийных компонентов и относительно простой в изготовлении кузов, позволили изготовить сразу несколько автомобилей. Известно, что всего собрали 5 экземпляров модели Меркурий.
Панголина
Ну и пожалуй самую эффектную и необычную советскую самоделку под названием Панголина построил в 1980 году простой инженер-электрик Александр Кулыгин. Внешне автомобиль был выполнен по всем канонам западного спорткаростроения и получил клиновидный кузов с острыми гранями и выдвижными по центру фарами. Конечно в техническом плане автомобиль не блистал так как в Советском Союзе подходящих мощных моторов просто не делали. В качестве силового агрегата была использована стандартная связка из двигателя ВАЗ-2101 (64 л.с.) и 4-ступенчатой коробки передач. Подвеска, задний мост, рулевое управление и некоторые другие детали также перекочевали с «копейки».
Панголина привлекла огромное внимание советской прессы. Машину возили на всевозможные выставки (в том числе и в страны СЭВ), где она вдохновила многих советских самодельщиков на создание подобных машин.
Юна
Один из самых совершенных в Самавто автомобилей был создан в 1982 году Ю.И. Алгебраистовым. Автомобиль в 2-дверном клиновидном кузове получил агрегатную базу от автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-14. В результате машина с легким и низким аэродинамичным кузовом развивала 200 км/ч — невиданную для советских автомобилей тех лет скорость! Сам кузов изготавливался по апробированному по другим самоделкам рецепту — на стальном каркасе с внешними панелями из стеклопластика.
В первом варианте кузов Юны получил клиновидный дизайн в стиле итальянских спорткаров 1970-х с заостренной передней частью, эффектными скрытыми фарами и пологим задком с утопленным в стойки задним стеклом. Однако спорткар Алгебраистова стал одним из немногих самодельных автомобилей СССР, который постоянно перестраивался. Вскоре он получил обновленную, более современную внешность и новую технику на основе агрегатов BMW.
Кентавр
Второй по важности тематикой Самавто было направление постройки внедорожных машин. В 1980 году Анатолий Мишуков создал полноприводный микроавтобус Кентавр с двигателем ВАЗ-2101, ведущими мостами от ГАЗ-69 и раздаточной коробкой от лендлизовского Виллиса. Годом позднее он построил второй вариант Кентавтра с улучшенным кузовом, двигателем ГАЗ-24 и «раздаткой» от ГАЗ-69. Фактически у Мишукова получился аналог недоступного частникам УАЗа модели 452!
Тбилиси
По настоящему серьезный внедорожник удалось создать Гураму Квернадзе из грузинского города Болниси. В 1986 году он сконструировал трехосный полноприводный грузовик Тбилиси для преодоления горных дорог. Автомобиль получил списанную бескапотную кабину от Колхиды, ведущие мосты, элементы подвески и раздаточную коробку от УАЗ-452, двигатель и коробку передач от Волги ГАЗ-24. В кузове Тбилиси находились откидные лавки на 16 человек, а общая грузоподъемность автомобиля составила 1,5 т.
Необычной полуторкой заинтересовались в НАМИ и даже испытали ее на Дмитровском автополигоне. Выводы профессионалов были неутешительны — несмотря на удачную компоновку и довольно неплохие внедорожные свойства, Тбилиси имел множество всевозможных просчетов в конструкции и ужасную эргономику.
Ихтиандр
Самодельные автомобили СССР были представлены не только легковыми и внедорожными моделями, но и такими экзотическими машинами как амфибии! Самая известная из них под названием Ихтиандр была создана в 1979 году инженером Игорем Рихманом. Автомобиль получил довольно симпатичный высокий дюралевый водоизмещающий кузов со сдвижным верхним колпаком. Двигатель ВАЗ-2103 и пристыкованная к нему коробка передач от ЗАЗ-966 располагались сзади и приводили ведущие колеса и водометный движитель. Подвеска всех колес была оригинальной, независимой, с торсионами в качестве упругих элементов.
Ихтиандр вышел вполне удачным. На суше он разгонялся до 120 км/ч, а на воде его скорость достигала 10 км/ч! Кроме того самоделка оказалась на редкость надежной и успешно преодолела 400 тыс. км!
Тритон
Еще один известный автомобиль амфибия, а точнее самоходный катер Тритон был построен Д. Кудрячковым из Москвы в 1980 году. Специально для своего проекта автор сконструировал оригинальные подъемно-опускные колеса на пружинной подвеске. Размещенные по бортам бакелитового кузова они могли подниматься над ватерлинией, не препятствуя движению катера на воде. В результате в режиме глиссера Тритон мог разгоняться до 60 км/ч! Такой высокой скорости удалось добиться благодаря мощному мотору от ГАЗ-24 и высокопроизводительному водометному движителю.
Тритон получил регистрацию и право ездить по дорогам общего пользования. Причем делал он это вполне успешно — на шоссе его скорость могла достигать 100 км/ч!
Общество Самавто
Представленные в статье самодельные автомобили СССР это лишь малая толика из созданных в то время машин. В самые бурные годы развития Самавто, любители ежегодно регистрировали по 2 тыс. самоделок. Интересно, что регламент постановки таких машин на учет был довольно либеральным — зачастую приемная комиссия игнорировала незначительные изъяны и несоответствия техническому регламенту, главное, что автомобили соответствовали минимальным требованиям безопасности.
Движение Самавто постепенно сошло на нет после развала страны, когда на внутренний рынок хлынули тысячи иностранных машин, мгновенно удовлетворившие внутренний спрос.