Москвич-408 и 412: история автомобиля
30 сентября 2023В былые времена советские автомобили Москвич были известны во многих странах мира. Их ценили за приятный внешний вид, простую и выносливую конструкцию, практичность, и конечно же, за небольшую стоимость. В 1960-х годах Москвич-408 соответствовал мировому уровню автомобилестроения и пользовался устойчивым спросом за рубежом, а для нашего человека — он стал вожделенным предметом роскоши, недоступный большинству соотечественников.
От Москвич-400 к Москвич-407
Первый автомобиль марки Москвич появился в 1946 году. Эта модель была разработана на основе немецкого Opel Kadett образца 1938 года и выпускалась на протяжении 10 лет. Первой самостоятельной новинкой в 1956 году стал 35-сильный Москвич-402 с новым красивым кузовом и устаревшими агрегатами от предшественника. Однако именно на М-402 впервые в отечественной практике появились телескопические амортизаторы, гнутое ветровое стекло, бесшкворневая рычажно-пружинная передняя подвеска и дистанционный привод отпирания багажника. Скромные финансовые и производственные возможности завода не позволяли одномоментно внедрить все технические новшества, как следствие практика создания заведомо устаревших автомобилей сохранилась и впредь, что стало головной болью не только МЗМА, но и других советских автозаводов.
Сходным образом был создан следующий Москвич-407. Внешне от предыдущей модели он не отличался, зато получил новый 45-сильный верхнеклапанный двигатель с алюминиевой ГБЦ, 4-ступенчатую коробку передач и гипоидный задний мост. Эта довольно прогрессивная и хорошо оснащенная машина (экспортный М-407 уже в базовой комплектации оснащался радиоприемником и часами), пользовалась хорошим спросом за рубежом, так что треть от всего производства приходилась на экспорт!
Собственно Москвич-408 должен был лишиться главного недостатка 407-го, и получить современный просторный кузов. Но получилось это не сразу. По оформившейся уже традиции сначала в 1962 году на производство поступил переходный Москвич-403 со старым кузовом, модернизированным мотором на 45 сил, новой передней подвеской и рулевым механизмом. Только в сентябре 1964-го в серию пошел окончательный вариант 408-го Москвича с принципиально новым кузовом.
Москвич-408
На фоне отечественные и зарубежных легковых машин Москвич-408 выглядел очень стильно. Его кузов с широкой горизонтальной решеткой радиатора, двумя большими круглыми фарами, гладкими боковинами и жестко очерченными углами задних крыльев, больше напоминал престижный седан, нежели доступную микролитражку. Солидности Москвичу добавили и 13-дюмовые колеса и специальная экспортная модификация с четырехфарной головной оптикой. Сам кузов был спроектирован с учетом самых современных на тот момент европейских норм безопасности, и впервые в отечественном автопроме прошел цикл заводских краш-тестов. Отделка салона также была выполнена на очень высоком уровне с преобладанием престижных, как тогда считалось, пластиковых материалов и цветного кожзаменителя.
В техническом отношении М-408 был довольно прост. Слегка модернизированный 1,4-литровый двигатель от М-407 выдавал всего 50 л.с. Зато за счет чугунного блока цилиндров и шестеренчатого привода ГРМ он отличался повышенной надежностью и прекрасной тягой на низких оборотах. Кроме того крепкая независимая передняя и рессорная задняя подвески, обеспечивали хороший комфорт и неплохо сочетались с низкокачественными дорогами. Поэтому те счастливые советские автолюбители, кто сумел заполучить М-408 в личное пользование, отзывались об автомобиле крайне положительно и считали его одним из лучших представителей отечественного автомобилестроения.
Москвич-412
Однако к концу 1960-х избалованным европейским потребителям, мощности М-408 стало уже не хватать, как следствие в 1967 году Московский автозавод представил Москвич-412 оборудованный новым современным 75-сильным мотором. При создании двигателя УЗАМ-412 создатели придерживались спортивного подхода, в результате блок цилиндров и ГБЦ выполнили из алюминия, а привод единственного широкофазного распредвала обеспечили от двухрядной цепи. Мотор обладал довольно «крутильным» характером и обеспечивал Москвичу-412 прекрасную энерговооруженность.
Помимо двигателя были и другие изменения. Автомобиль немного обновился внешне и получил передние дисковые тормоза. В 1969 году в машине нашли применение травмобезопасная передняя панель и двухконтурная тормозная система. Все последующие новшества внедрялись постепенно, а сами модели, что М-408, что М-412 — выпускались параллельно до 1976 года.
На зарубежных рынках Москвичи пользовались хорошим спросом. Так в 1965 году на экспорт отправилось 34 549 машин, в 1966-м — 42 508, а в 1969-м уже 64 768 автомобилей. Впрочем, к началу 1970-х в западных рынках Москвичи считались уже устаревшими и постепенно потеряли свои позиции. Следующий Москвич-2140 с архаичным кузовом укрепиться на рынке уже не смог, а модель 2141 запоздало появилась только в середине 1980-х. Впрочем, это уже совсем другая история.
Технические характеристики Москвич-408
[table id=146 /]