Opel Kadett K38: прародитель первого «Москвича»
03 октября 2023Осенью 1936 года немецкая автомобилестроительная фирма Опель начала производство небольшой малолитражки Opel Kadett K38. Простая и недорогая машина стала первым настоящим народным автомобилем Германии. Тот Kadett сыграл огромную роль и в автомобилизации нашей страны — после окончания войны его начали выпускать в Москве под названием Москвич-400!
Adam Opel AG
Присоединение в 1931 году фирмы Opel к концерну General Motors обогатило европейскую автопромышленность передовыми американскими технологиями. Кроме того пришедший к власти Адольф Гитлер запустил программу всеобщей автомобилизации Германии, обернувшуюся огромными государственными субсидиями для Опеля и других немецких автозаводов. Результат оказался очень удачным — если в начале 1933 года опелевский завод в городе Рюссельсхайме работал всего три дня в неделю и выпускал по 150 машин ежедневно, то уже спустя полгода он перешел на пятидневную трудовую неделю, а каждый день с конвейера сходило по 280-300 новеньких машин.
Огромный успех позволил не только обновить заводское оборудование, но и пополнить модельный ряд новыми моделями. Так в 1935 году на свет появилась принципиально новая малолитражная 2-дверная машина Opel Olympia, оборудованная 1,3-литровым 4-цилиндровым мотором мощностью 24 л.с., получившая свое название в честь предстоящих берлинских Олимпийских игр. Олимпия вобрала в себя сразу несколько прогрессивных технических решений. Главной и революционной из них стал особо прочный несущий цельнометаллический кузов, впервые в немецкой практике внедренный на автомобиле массового производства. Другим заметным новшеством стал дизайн автомобиля с интегрированным багажным отделением и встроенными в специальные обтекатели фарами головного света. В 1937 году автомобиль модернизировали после чего он получил еще две технические новинки: 4-ступенчатую коробку передач вместо прежней 3-ступенчатой и гидравлический привод тормозов.
Opel Kadett K38
В 1938 году в дополнение к Opel Olympia на производство поступил более простой и практичный Opel Kadett K38. Он предлагался с двумя вариантами кузова: 2- или 4-дверный седан с мягкой или жесткой крышей. Согласно статусу новый Кадет получил скромный 1,1-литровый нижнеклапанный карбюраторный двигатель мощностью 23 л.с. и 3-ступенчатую механическую коробку передач. Привод колес был классическим, задняя подвеска рессорной, а кузов сохранился несущим. Зато переднюю подвеску сконструировали заново. Это была независимая подвеска собранная по системе Dubonnet (Дюбонне) на продольных рычагах и витых пружинах.
Внешне Кадет от Олимпии можно было отличить по облицовке радиатора и боковинам капота. Кроме того в 1938 году в Олимпию внесли наиболее крупное изменение — прежний мотор заменили на передовой 1,5-литровый верхнеклапанный агрегат мощностью 37 л.с., который разгонял машину до 112 км/ч. Обе модели оказались довольно успешными: до войны автомобилей серии Kadett было собрано 107 тыс. штук, серии Olympia — 87 тыс. единиц.
От Opel Kadett к Москвич-400
Однако для нас в этой истории самым главным является родство Opel Kadett K38 с первым массовым легковым автомобилем СССР — Москвич-400. Еще не отгремели последние выстрелы, а Государственный комитет обороны (ГКО) весной 1945 года постановил организовать вывоз трофейного оборудования с уцелевших немецких предприятий, в том числе и с автозавода Опель в г. Рюссельсхайме. Интересно, что тот находился в американской оккупационной зоне, но союзникам, еще не вступившим в острую фазу конфронтации, удалось договориться, и Советский Союз получил право на четверть всего промышленного оборудования, оставшегося на западе Германии.
Несмотря на сильные бомбежки завода большая часть оборудования по производству Opel Kadett K38 все-таки уцелела. Чего нельзя было сказать о техдокументации. В распоряжении советских специалистов оказались документы только на 2-дверную модификацию Кадета, и то далеко не полные. В адекватные сроки наладить производство автомобиля с мудреной передней подвеской по немногочисленным сохранившимся чертежам и по нескольким найденным готовым автомобилям оказалось невозможно. Поэтому к проектированию Москвича были привлечены немцы.
Эта история не особо известна в отечественной историографии, но над проектированием будущего Москвича, под руководством советских специалистов, трудилось несколько немецких конструкторских бюро, образованных как на территории Германии, так и на территории СССР. В частности под эгидой Минавтопрома СССР работало сразу 11 таких КБ. Уже в декабре 1946 года результатом их работы стала постановка на производство нового советского микролитражного автомобиля Москвич-400, который дал жизнь целому семейству первоклассных советских автомашин. Впрочем, это уже совсем другая история.