Автомобили, которые могли спасти советский автопром
05 октября 2023Советская автомобильная промышленность развивалась экстенсивно и редко была в авангарде мирового автомобилестроения. Отрасль практически не получала больших капиталовложений, а расходы на научно-исследовательские работы (НИОКР) редко превышали 3-3,5% от общего объема финансирования. Для сравнения к началу 1980-х ведущие западные автомобильные фирмы по аналогичной статье расходовали около 10-12% бюджета. Тем не менее советские автозаводы стремились идти в ногу со временем, и регулярно строили перспективные виды автомобилей, которые при должном подходе, могли обеспечить нашему автопрому серьезный, качественный рывок.
ЗИЛ-118К Юность
Первый ЗИЛ-118 с романтическим названием Юность был представлен в 1961 году. Это был по-настоящему инновационный автомобиль, наделавший много шума не только в СССР, но и за рубежом. ЗИЛ-118 в основе которого лежало престижное заднеприводное шасси от правительственного ЗИЛ-111, оборудовался мощным 130-сильным двигателем V8, автоматической коробкой передач, независимой передней подвеской и крайне привлекательным кузовом вагонного типа. Несмотря на то, что микроавтобус получил одобрение на самом высоком уровне, судьба его не сложилась и за десять лет удалось собрать всего лишь два десятка автомобилей.
Впрочем, зиловцы не отчаялись, и в 1971 году представили модернизированный вариант ЗИЛ-118К (впоследствии ЗИЛ-3207) основанный на шасси правительственного ЗИЛ-114. Новый автомобиль унаследовал от предшественника не только название и компоновку, но и назначение: микроавтобус повышенной комфортности вместимостью 15-17 мест. Кроме того согласно последним тенденциям он получил обновленный, по-европейски лаконичный прямолинейный дизайн.
При создании Юности, зиловцы преследовали вполне конкретную задачу — расширить легковое производство и получить дополнительное финансирование. Но как раз с этим были серьезные проблемы. В то время деятельность автозаводов находилась в ведении Госплана СССР, а там новую и весьма перспективную машину не оценили, и требуемых средств не выделили. В результате Юность производилась штучно и только по заказу специальных министерств и ведомств (КГБ, МВД, Минздрава и др.). Всего с 1970 по 1994 год собрали 86 единиц.
АЗЛК-2143 Яуза
После постановки АЗЛК-2141 на производство в середине 80-х специалисты Московского автозавода приступили к проектированию нового перспективного семейства автомобилей. Проект получивший условное обозначение «автомобиль 2000 года» вобрал в себя множество передовых идей. Первый прототип базового седана проиндексированный как АЗЛК-2143 появился в 1991 году. Это был авангардный полноприводный автомобиль с клиновидным обтекаемым кузовом с необычного вида боковыми окнами. По задумке авторов столь прогрессивный кузов с очень низким коэффициентом лобового сопротивления Cx 0,25-0,28, должен был радикально снизить расход топлива и улучшить скоростные качества автомобиля.
Помимо необычной внешности Яуза получила принципиально новый базовый 8-клапанный бензиновый мотор АЗЛК-21414. Двигатель объемом 1,8 л мощностью 95 л.с. отличался современной конструкцией с прочным чугунным блоком, алюминиевой ГБЦ и ременным приводом ГРМ. Помимо основного карбюраторного варианта конструкторы предусмотрели инжекторные, 16-клапанные и даже дизельные модификации, причем как атмосферные, так и турбированные. В целом АЗЛК-2143 Яуза представляла собой пример современного, комфортабельного легкового автомобиля с просторным и практичным салоном, который несомненно получил бы успех не только в СССР, но и за рубежом. Серийное производство планировалось начать в 1995 году, однако из-за всем известных событий, этим планам не суждено было осуществиться.
УАЗ-3172 Симбир
О том, что серийный УАЗ-469 уже морально устарел, ульяновцы осознали еще в середине 1970-х. Тогда же на заводе стартовала разработка нового перспективного внедорожника УАЗ-3170. Первый прототип построенный в 1976 году получил сразу несколько важных технических нововведений: новую 4-ступенчатую полностью синхронизированную коробку передач, 2-ступенчатую «раздатку» с блокируемым межосевым дифференциалом, пружинные подвески и портальные мосты с редукторами внешнего зацепления. Кроме того автомобиль оборудовали принципиально новым 3-дверным кузовом и современным комфортабельным салоном. К сожалению у Минавтопрома серьезно потратившегося на постройку и запуск Волжского автозавода денег на ульяновскую новинку не нашлось, и проект так и остался нереализованным.
Вновь о нем вспомнили только в конце 1980-х, когда Минобороны СССР инициировало создание новой многоцелевой армейской машины. Первый в рамках этого проекта прототип УАЗ-3172 Симбир был создан в 1990 году. Это был полноприводный внедорожный автомобиль с портальными мостами, пружинными подвесками, бензиновым 105-сильным двигателем УМЗ-417 и 5-дверным универсальным кузовом в современном прямолинейном дизайне. К сожалению Симбир появился слишком поздно и серийного воплощения не получил.
ГАЗ-3105
В 1987 году специалисты Горьковского автозавода создали пожалуй наиболее совершенный и прогрессивный легковой автомобиль в истории советского автопрома. Передовой седан с индексом ГАЗ-3105 ничем не уступал лучшим импортным одноклассникам! Он получил полноприводную трансмиссию, независимые подвески, дисковые тормоза с АБС, инжекторный двигатель V8 и роскошный комфортабельный салон. По своей конструкции трансмиссия новой Волги напоминала Ауди 100 и мела такую же хитрую компоновку с продольно расположенным двигателем и 5-ступенчатой МКПП собранной в едином блоке с дифференциалом и передней главной передачей.
Сам мотор, собранный на основе прочного чугунного блока получил алюминиевые ГБЦ с единственными распредвалами и цепным приводом ГРМ. По умолчанию агрегат имел карбюраторную систему питания, но в будущем предусматривался переход на инжекторную аппаратуру фирмы Lucas. В базовом исполнении при объеме 3,4 л двигатель выдавал 170 л.с., что позволяло 105-й Волге разгоняться до 195 км/ч. Как и полагалось по статусу Волга получила высококачественный салон с отделкой из натуральных материалов и удобными профилированными сиденьями с электрорегулировками. Само собой в машине устанавливались электростеклоподъемники, кондиционер и аудиосистема.
После распада страны горьковчане еще лелеяли робкие надежды на осуществление серийного производства ГАЗ-3105. Однако в новых экономических реалиях стоимость нового автомобиля вышла невероятно высокой, как минимум в 2 раза выше чем у той же Audi 100. Как следствие от идеи производства столь дорогой машины пришлось отказаться.
Перспективные прототипы автомобилей СССР
Как видим в 80-е автопром Советского Союза был готов сделать качественный рывок вперед. Помимо вышеописанных прототипов, в стране проектировались и другие весьма перспективные типы автомобилей, в том числе и на флагмане советского легкового автопроизводства — АвтоВАЗе. Однако о них мы поговорим в следующий раз.