ЗИС-127: первый междугородний автобус СССР
08 октября 2023Демографический рост, стремительная урбанизация, увеличение пассажиропотока и расширение сети дорог с твердым покрытием, в 1950-е годы поставили перед советской автопромышленностью новые задачи. Стране нужны были скоростные, комфортабельные и вместительные автобусы, способные работать на дальних междугородних маршрутах. Первый такой автобус ЗИС-127 (позднее ЗИЛ-127) появился в 1955 году. Во многих отношениях он оказался передовым, но к сожалению не слишком удачным.
ЗИС-127
До начала 1950-х междугородние автобусные перевозки в СССР отсутствовали как класс. Попытки выпускать такие автобусы предпринимались и ранее, однако в большинстве своем они сводились к не слишком удачной переделке стандартных городских машин. Такие автобусы не соответствовали требуемому уровню ни по комфорту, ни по надежности. В результате в 1950 году автозаводу ЗИС поручили разработать специализированный междугородний автобус на 30 посадочных мест.
Рабочий проект будущего ЗИС-127 завершили в конце 1951 года, а в июне 1952-го собрали два опытных экземпляра. Довольно долго шел поиск наиболее оптимальных компоновочных и конструкторских решений, и вот наконец в 1955 году на свет родился итоговый вариант ЗИС-127. Это был автобус с вытянутым несущим кузовом с одной распашной передней дверью, панорамным лобовым стеклом триплекс, рифлеными боковыми панелями и богатым хромированным декором. Рама как таковая отсутствовала, ее роль выполняло мощное сварное дюралюминиевое основание, на которую монтировался пространственный каракас кузова. В шасси нашли применение зависимые рессорные подвески с рычажными гидравлическими амортизаторами и барабанные тормоза с пневматическим приводом. Кроме того для уменьшения крена в передней подвеске установили мощный стабилизатор поперечной устойчивости.
Дизельный двигатель вместе с коробкой передач от ЯАЗ-210 расположили поперечно в задней части автобуса. Такая компоновка позволила значительно снизить шум и загазованность салона. Последнее было немаловажно учитывая, что мотор ЯАЗ-206Д имел двухтактный рабочий процесс. При объеме 6,7 л этот 6-цилиндровый агрегат развивал 180 л.с., что обеспечивало ЗИС-127 неплохие динамические качества и максимальную скорость в 95 км/ч.
Значимое внимание уделили комфорту пассажиров. В серийном варианте автобус получил 32 посадочных места с комфортабельными профилированными сиденьями с высокими регулируемыми спинками. Специально для ЗИС-127 разработали высокопроизводительную вентиляционную установку с двумя мощными приточными вентиляторами. В планах у конструкторов значилась установка кондиционера от правительственных моделей ЗИС, но по финансовым соображениям от этой идеи отказались. Но и такой салон оборудованный системой радиовещания и большим багажным отделением, по удобству и комфортабельности на голову превосходил все советские серийные автобусы.
Первый советский междугородний автобус
В 1956 году Московский автозавод был переименован, в результате автобус получил новое название ЗИЛ-127. Зачастую он работал на дальних междугородних маршрутах — в частности на линии Москва — Таллин, Москва — Ленинград, Москва — Минск и между другими крупными городами. Автобус пассажирам пришелся по душе и считался престижной альтернативой железнодорожному транспорту.
Однако в уже 1960 году ЗИЛ-127 сняли с производства. Московский автозавод был реорганизован, после чего все его автобусное производство перенесли на новый автобусный завод в Ликино-Дулёво (ЛиАЗ). Но там освоить столь технически сложную машину в разумные сроки не удалось. Как следствие приоритет в создании дальнемагистральных автобусов был отдан Львовскому автобусному заводу (ЛАЗ). Так едва начавшись, закончилась история первого советского междугороднего автобуса. Всего было выпущено 844 автобуса.
Не раскрыта тема. В чём же автобус оказался не слишком удачный? Мне довелось прокатиться на нём в 1971 году из аэропорта Быково в Шереметьево. Ничуть не хуже, чем в Ikarus Lux.