ЯАЗ-210: последний грузовик Ярославского автозавода

ЯАЗ-210: последний грузовик Ярославского автозавода

13 сентября 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Сегодня немногие знают, что Ярославский моторный завод когда-то занимался производством грузовых автомобилей. А между тем этот старейший завод, дал жизнь двум другим известным советским автомобилестроительным предприятиям. После реорганизации производства и передачи двухосных грузовиков на МАЗ, ярославцы сконцентрировали усилия на разработке нового трехосного тяжелого семейства ЯАЗ-210, которое стало предтечей знаменитых грузовиков КрАЗ.

ЯАЗ-210

ЯАЗ-210
Опытный ЯАЗ-210 образца 1947 года

В послевоенный период восстановления народного хозяйства и дальнейшей индустриализации в СССР сложился острый дефицит грузоподъемных и мощных автомобилей. Для его покрытия в 1947 году на Ярославском автозаводе приступили к созданию перспективного семейства трехосных автомобилей грузоподъемностью 12 т. В него вошли: базовый бортовый грузовик ЯАЗ-210, балластный тягач ЯАЗ-210Г, седельный тягач ЯАЗ-210Д и самосвал ЯАЗ-210Е.

Уже в апреле 1948 года специалисты под руководством главного конструктора Виктора Васильевича Осепчугова собрали первый опытный прототип ЯАЗ-210. Это был трехосный заднеприводный (6х4) грузовик с капотоной деревянной трехместной кабиной и деревянной бортовой платформой. По большинству узлов и агрегатов трехоска была унифицирована с двухосной 7-тонной моделью ЯАЗ-200. От младшей модификации позаимствовали: кабину, переднюю ось, главные пары ведущих мостов, 5-ступенчатую коробку передач со сцеплением, червячное рулевое управление, тормозную систему и много чего по мелочи. Собственно 85% унификация и предопределила основные компоновочные и технические параметры новой машины. Так мосты и штатные колеса с шинами 12,00-20 ограничили предельную грузоподъемность в 12 т. Кроме того из-за неравномерного распределения веса и большой нагрузки на переднюю ось, бортовую платформу пришлось сдвинуть далеко назад, увеличив тем самым колесную базу (5750 мм) и общую длину автомобиля (9660 мм).

Двигатель ЯАЗ-206
Двигатель ЯАЗ-206 оборудовался объемным нагнетателем типа Roots с двумя трехлопастными роторами

Сообразно возросшим возможностям потребовался новый мощный двигатель. Его сконструировали на основе американского 2-тактного 6-цилиндрового дизеля GMC 6-71. Этот мотор был хорошо знаком по ленд-лизовской технике и неплохо проявил себя в наших суровых условиях эксплуатации. В отечественном варианте двигатель получил индекс ЯАЗ-206 и при объеме в 7 л выдавал мощность 165 л.с. и 691 Нм крутящего момента.

В пару к мотору определи синхронизированную (кроме 1-й) 5-ступенчатую коробку передач и оригинальную 2-ступенчатую «раздатку» с блокируемым межосевым дифференциалом. Дабы не осваивать производство новых мостов, ярославцы решили использовать главную пару от серийных мостов двухосных машин. Однако для этого пришлось спроектировать довольно мудреную схему с индивидуальным подводом карданных передач к каждому ведущему мосту. Как следствие значительно возросли механические потери и расход топлива, увеличился трансмиссионный шум, а максимальная скорость снизилась до 56 км/ч.

Недолгое производство

ЯАЗ-210А
Военная вариация ЯАЗ-210А с 10-тонной лебедкой и металлической платформой. Массового серийного распространения не получила

В целом ЯАЗ-210 получился довольно компромиссной машиной с большим количеством недостатков. Однако стране срочно требовался грузовик повышенной грузоподъемности, поэтому их посчитали допустимыми и в 1951 году запустили автомобиль в производство. Несмотря на огромную востребованность в народном хозяйстве, почти весь тираж выпущенных автомобилей попал в армию. Всего до 1958 года произвели 12 227 грузовиков 210-го семейства, из них 2862 единицы в базовом исполнении.

ЯАЗ-219
ЯАЗ-219

С первых дней автомобиль вызывал постоянные нарекания у эксплуатационников, поэтому почти сразу ярославцы начали готовить модернизированный вариант своей машины. Новый грузовик ЯАЗ-219 созданный в 1957-м получил модифицированный двигатель ЯМЗ-М206А мощностью 180 л.с., улучшенную дерево-металлическую кабину, рулевой механизм с пневмоусилителем, сцепление с пружинным сервоприводом и обновленное оперение. В Ярославе ЯАЗ-219 выпускался всего два года, после чего был передан в Кременчуг, где уже начал свою деятельность новый автозавод КрАЗ. Сам же ЯАЗ по решению Минавтопрома СССР был переименован в ЯМЗ (Ярославский моторный завод) и перепрофилирован на производство дизельных двигателей, коробок передач, сцеплений и других компонентов для тракторной и грузовой автотехники.