Военные автомобили и грузовики Alfa Romeo
10 сентября 2023Автомобильная компания Alfa Romeo прежде всего известна как производитель элегантных, скоростных спортивных автомобилей. Однако в предвоенные и военные годы эта миланская фирма была одним из важнейших поставщиков армейской техники в Вооруженные силы Италии.
Грузовики Alfa Romeo
Компания Alfa Romeo была основана в 1910 году, а уже через год в ее гамме появились первые военные автомобили. Это были санитарные машины созданные на основе легковых моделей Alfa 20/30 HP и 24 HP. Они активно использовались во время итало-турецкой войны 1911-1912 года, и зарекомендовали себя как довольно надежные и неприхотливые машины сильно выделяющиеся на фоне остальной армейской техники своим оригинальным дизайном.
В межвоенный период финансовое состояние Альфы оставляло желать лучшего, поэтому она активно взялась за исполнение государственных заказов. В 1929 году компания заключила лицензионные соглашения с немецкими фирмами Deutz и Büssing на производство дизельных двигателей и тяжелых грузовиков.
Уже через год на миланском заводе было образовано грузовое подразделение, где со следующего года началось производство первого грузовика Alfa Romeo 50. Он являлся копией Büssing-NAG 50 с 6-цилиндровым дизелем Deutz мощностью 80 л.с. С ним двухосный 6-тонный грузовик мог разгоняться до 33 км/ч и буксировать прицепы массой до 14 т. Вскоре за моделью 50 последовала трехосная 9,5-тонная модификация 80 с мощным 11,5-литровым дизелем на 110 сил. В 1934 году появился новый вариант Alfa Romeo 85 с теми же характеристиками и новой округлой кабиной.
В то время столь совершенные и дорогие грузовики не находили в Италии достаточного спроса, в результате в 1935 году Альфа Ромео представила более простой и дешевый 4-тонный вариант Alfa Romeo 350 с новым 6-цилиндровым дизельным двигателем на 75 л.с. Позднее на основе модели 350 была представлена модернизированная серия 500 с разными формами облицовки радиатора, бензиновыми и дизельными моторами и шасси грузоподъемностью 3-4,5 т.
Однако самый известный военный грузовик Alfa Romeo появился в 1939 году. Четырехтонный автомобиль с индексом 430RE впервые в истории марки Альфа Ромео получил принципиально новую бескапотную цельнометаллическую кабину с привлекательным внешним видом и характерной утопленной решеткой радиатора. Alfa Romeo 430RE изначально разрабатывался для военного применения, поэтому получил усиленную лонжеронную раму, 24-вольтовое электрооборудование и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. Кроме того в грузовике нашли применение такие нетипичные для армейской техники новинки как передняя независимая пружинная подвеска, верхнеклапанный 4-цилиндровый дизельный двигатель (5,8 л, 80 л.с.) и 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатым редуктором. В такой конфигурации грузовик мог разгоняться до 65 км/ч, перевозить 16 человек личного состава на складных боковых скамейках и буксировать прицепы массой до 14 т. По мнению многих экспертов Alfa Romeo 430RE считается едва ли не самым совершенным и красивым грузовиком Второй мировой войны. В итальянской армии он применялся не только в бортовом исполнении, но и как автобусное шасси и шасси для различных военных надстроек.
В 1940 году в номенклатуре военных итальянских грузовиков появился 6,5-тонный бескапотный вариант Alfa Romeo 800RE с такой же, как и у 430RE кабиной, новым 108-сильным дизелем и 16-ступенчатой коробкой передач. Интересно, что модели 430 и 800 благополучно пережили войну и выпускались вплоть до 1950 года.
Послевоенный период
В первые послевоенные годы Альфа Ромео продолжила свою грузовую программу и выпустила две новые серии — 450 грузоподъемность 5 т и 900 грузоподъемностью 9 т. Alfa Romeo 900 имел два варианта шасси на две и три оси, причем у трехосной модификации задняя односкатная пара колес была управляемой. Кроме того машины получили кабины с новыми стилистическими решениями, сделавшими грузовики Альфа Ромео не менее престижными и элегантными чем легковые модели марки.
В 1958 году фирма придавила последний свой тяжелый грузовик Alfa Romeo 1000 Mille с полезной нагрузкой 8-11 т. Он получил весьма просторную трехместную кабину с фирменной треугольной эмблемой на решетке радиатора. Автомобиль выпускался всего шесть лет, после чего из-за ужесточившейся конкуренции и неважного финансового состояния, компания решила прекратить производство тяжелых грузовиков, и сосредоточиться на выпуске легких коммерческих автомобилей. Самым известной на этом поприще стала модель Alfa Romeo AR8, которая являлась практически полной копией Iveco Daily первого поколения с 2,4-литровым дизелем Sofim мощностью 72 л.с.
В 1981-м Alfa Romeo в кооперации с Fiat, Peugeot и Citroen поучаствовала в создании Fiat Ducato — будущего бестселлера европейского коммерческого авторынка. В Милане этот легкий грузовичок выпускался до 1986 года под наименованием Alfa Romeo AR6. Производство же всей коммерческой продукции под маркой Альфа Ромео завершилось после слияния с Фиатом в 1989 году.