Военные автомобили и грузовики Alfa Romeo

Военные автомобили и грузовики Alfa Romeo

10 сентября 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Автомобильная компания Alfa Romeo прежде всего известна как производитель элегантных, скоростных спортивных автомобилей. Однако в предвоенные и военные годы эта миланская фирма была одним из важнейших поставщиков армейской техники в Вооруженные силы Италии.

Грузовики Alfa Romeo

Alfa Romeo 20-30 HP
Alfa Romeo 20/30 HP

Компания Alfa Romeo была основана в 1910 году, а уже через год в ее гамме появились первые военные автомобили. Это были санитарные машины созданные на основе легковых моделей Alfa 20/30 HP и 24 HP. Они активно использовались во время итало-турецкой войны 1911-1912 года, и зарекомендовали себя как довольно надежные и неприхотливые машины сильно выделяющиеся на фоне остальной армейской техники своим оригинальным дизайном.

В межвоенный период финансовое состояние Альфы оставляло желать лучшего, поэтому она активно взялась за исполнение государственных заказов. В 1929 году компания заключила лицензионные соглашения с немецкими фирмами Deutz и Büssing на производство дизельных двигателей и тяжелых грузовиков.

Альфа Ромео 50 Biscione
Alfa Romeo 50

Уже через год на миланском заводе было образовано грузовое подразделение, где со следующего года началось производство первого грузовика Alfa Romeo 50. Он являлся копией Büssing-NAG 50 с 6-цилиндровым дизелем Deutz мощностью 80 л.с. С ним двухосный 6-тонный грузовик мог разгоняться до 33 км/ч и буксировать прицепы массой до 14 т. Вскоре за моделью 50 последовала трехосная 9,5-тонная модификация 80 с мощным 11,5-литровым дизелем на 110 сил. В 1934 году появился новый вариант Alfa Romeo 85 с теми же характеристиками и новой округлой кабиной.

В то время столь совершенные и дорогие грузовики не находили в Италии достаточного спроса, в результате в 1935 году Альфа Ромео представила более простой и дешевый 4-тонный вариант Alfa Romeo 350 с новым 6-цилиндровым дизельным двигателем на 75 л.с. Позднее на основе модели 350 была представлена модернизированная серия 500 с разными формами облицовки радиатора, бензиновыми и дизельными моторами и шасси грузоподъемностью 3-4,5 т.

Грузовики Alfa Romeo 430RE
Alfa Romeo 430RE

Однако самый известный военный грузовик Alfa Romeo появился в 1939 году. Четырехтонный автомобиль с индексом 430RE впервые в истории марки Альфа Ромео получил принципиально новую бескапотную цельнометаллическую кабину с привлекательным внешним видом и характерной утопленной решеткой радиатора. Alfa Romeo 430RE изначально разрабатывался для военного применения, поэтому получил усиленную лонжеронную раму, 24-вольтовое электрооборудование и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. Кроме того в грузовике нашли применение такие нетипичные для армейской техники новинки как передняя независимая пружинная подвеска, верхнеклапанный 4-цилиндровый дизельный двигатель (5,8 л, 80 л.с.) и 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатым редуктором. В такой конфигурации грузовик мог разгоняться до 65 км/ч, перевозить 16 человек личного состава на складных боковых скамейках и буксировать прицепы массой до 14 т. По мнению многих экспертов Alfa Romeo 430RE считается едва ли не самым совершенным и красивым грузовиком Второй мировой войны. В итальянской армии он применялся не только в бортовом исполнении, но и как автобусное шасси и шасси для различных военных надстроек.

В 1940 году в номенклатуре военных итальянских грузовиков появился 6,5-тонный бескапотный вариант Alfa Romeo 800RE с такой же, как и у 430RE кабиной, новым 108-сильным дизелем и 16-ступенчатой коробкой передач. Интересно, что модели 430 и 800 благополучно пережили войну и выпускались вплоть до 1950 года.

Послевоенный период

Грузовики Alfa Romeo
Грузовик Alfa Romeo 900RE имел обтекаемую и довольно просторную кабину с большой площадью остекления

В первые послевоенные годы Альфа Ромео продолжила свою грузовую программу и выпустила две новые серии — 450 грузоподъемность 5 т и 900 грузоподъемностью 9 т. Alfa Romeo 900 имел два варианта шасси на две и три оси, причем у трехосной модификации задняя односкатная пара колес была управляемой. Кроме того машины получили кабины с новыми стилистическими решениями, сделавшими грузовики Альфа Ромео не менее престижными и элегантными чем легковые модели марки.

В 1958 году фирма придавила последний свой тяжелый грузовик Alfa Romeo 1000 Mille с полезной нагрузкой 8-11 т. Он получил весьма просторную трехместную кабину с фирменной треугольной эмблемой на решетке радиатора. Автомобиль выпускался всего шесть лет, после чего из-за ужесточившейся конкуренции и неважного финансового состояния, компания решила прекратить производство тяжелых грузовиков, и сосредоточиться на выпуске легких коммерческих автомобилей. Самым известной на этом поприще стала модель Alfa Romeo AR8, которая являлась практически полной копией Iveco Daily первого поколения с 2,4-литровым дизелем Sofim мощностью 72 л.с.

Грузовики Альфа Ромео
Автовоз на шасси Alfa Romeo Mille с легковушками Alfa Romeo 33

В 1981-м Alfa Romeo в кооперации с Fiat, Peugeot и Citroen поучаствовала в создании Fiat Ducato — будущего бестселлера европейского коммерческого авторынка. В Милане этот легкий грузовичок выпускался до 1986 года под наименованием Alfa Romeo AR6. Производство же всей коммерческой продукции под маркой Альфа Ромео завершилось после слияния с Фиатом в 1989 году.