История Magirus Deutz, от поставок вермахту до поставок в СССР

История Magirus Deutz, от поставок вермахту до поставок в СССР

08 сентября 2019 0 Автор autohs.ru

Фирма Магирус известна в нашей стране по БАМовским грузовикам Magirus-Deutz. Они поставлялись в СССР в 70-х. Между тем, история Magirus весьма разнообразна. Компания прославилась как производитель высококачественной техники. А с нашей страной ее связывает не только, контракт по БАМу.

Магирус, от пожарных повозок к грузовикам

Пожарная повозка Magirus
Пожарная повозка Magirus

Компания Magirus была основана в 1864 году Конрадом Дитрихом Магирусом. С момента основания, он занимался выпуском различного пожарного оборудования. К примеру, в 1870 году, Магирус создал революционную пожарную повозку с 14 метровой лестницей. В 1910 году, из цехов фирмы выходит первый пожарный автомобиль. А спустя 4 года, на них впервые в мире появился поворотный лестничный механизм с электроприводом. Также компания начинает производить обычные грузовики и автобусы, на оригинальном шасси, но с использованием двигателей других фирм. Так завязываются первые связи с компанией Humboldt-Deutz, которая в свое время была основана Николаусом Отто, изобретателем ДВС.

В начале 30-х, грянул финансовый кризис. После чего два производителя решают объединиться в 1936 г. В конечном итоге, предприятие было преобразовано в акционерное общество Klöckner Humboldt Deutz AG (KHD). Под таким названием грузовики пошли в немецкую армию.

Поставки в вермахт

klockner-humboldt-deutz-3000
Klöckner Deutz А3000

К началу войны KHD поставляла в вермахт грузовики различной грузоподъемности. Самый массовый из них — Klöckner Deutz S3000 (330), грузоподъемностью 3 тонны. Он комплектовался 4-цилиндровым дизельным двигателем, мощностью 70 л.с. Также производилась и полноприводная версия, грузоподъемностью 2,7 т. На этих грузовиках фирменный логотип Магирус в виде большой буквы М был заменен на круглый значок Клекнер-Дойц.

В 1940 года началось производство тяжелого грузовика Klöckner Deutz S4500 (GS145). Как не трудно догадаться из индекса, его грузоподъемность составляла 4,5 тонны. Для него был предусмотрен новый 6-цилиндровый дизель Deutz, на 125 л.с. Все грузовики Klöckner Deutz имели репутацию как очень надежных машин и высоко ценились в армии. Всего фирма KHD выпустила около 23 тысяч грузовиков, что на фоне поставок Opel Blitz, является просто каплей в море.

Помимо грузовых автомобилей KHD занималось выпуском, полугусеничный вездеходов Maultier (Мул). Муальтиры обозначались как S3000 SSM и имели грузоподъемность в 2 тонны. Среди всех подобных машин, Klöckner Deutz Maultier считался самым удачным. К примеру, если сравнивать с Муальтиром на базе Opel Blitz, то выяснится, что машины KHD имели лучшую топливную эффективность и надежность. Однако несмотря на все достоинства их было выпущено всего 1740 единиц.

Дизельные двигатели воздушного охлаждения Deutz, первые опыты

двигатель F4L514
Двигатель F4L514

Еще одним направлением деятельности KHD, была разработка дизелей воздушного охлаждения. По заказу вермахта в 1944-м году, компания разработала морозоустойчивый двигатель — F4L514, специально для восточного фронта. Этот 4-цилиндровый дизельный мотор мощностью 65 л.с. устанавливался на гусеничный тягачи Raupenschlepper Ost. До конца войны выпустили всего 674 двигателей.

После войны, заводы компании были разрушены более чем на 60%. Однако уже в мае 1945, на фабриках в городе Ульме ведется восстановительные работы, а к концу года, начинается мелкосерийная сборка, довоенного грузовика S3000. Примечательно, что на послевоенных машинах, вновь началось использование фирменного знака М, на решетке радиатора. Более того, с 1949 года, все выпускаемые машины назывались Magirus-Deutz официально.

Проект Дельта — контракт Магирус с СССР

magirus-deutz-290-d
Магирус 290

Безусловно, история компании Magirus не будет полной без упоминания контракта с СССР. В рамках него в нашу страну немецкая фирма, поставила почти 10 тыс. грузовиков Магирус-Дойц. Между тем, такой крупный заказ состоялся только благодаря использованию дизельного мотора воздушного охлаждения. Вот такие вот превратности судьбы)