История Magirus Deutz, от поставок вермахту до поставок в СССР

История Magirus Deutz, от поставок вермахту до поставок в СССР

Заподногерманская фирма Магирус хорошо известна в нашей стране. Грузовики этой марки широко применялись при строительстве Байкало-Амруской магистрали и на других известных советских стройках, и зарекомендовали себя как исключительно выносливые и комфортабельные машины, способные работать в самых суровых условиях Сибирской стройки. Такая надежность появилась не на пустом месте, ведь в годы Великой Отечественной войны, автомобили Magirus-Deutz уже прошли испытания нашими дорогами!

Магирус — от пожарных повозок к грузовикам

Пожарная повозка Magirus
Пожарная повозка Magirus

Компания Magirus была основана в 1864 году Конрадом Дитрихом Магирусом. С момента основания она занималась производством различного пожарного оборудования. К примеру в 1870 году Магирус создал революционную пожарную повозку с 14 метровой лестницей. В 1910 году цеха фирмы покинул первый пожарный автомобиль, а спустя четыре года на его шасси впервые в мире появился поворотный лестничный механизм с электроприводом. Вскоре компания приступила к производству обычных грузовиков и автобусов на собственном оригинальном шасси и заказными моторами других фирм. Так завязались первые связи с компанией Humboldt-Deutz основанной Николаусом Отто — изобретателем ДВС.

В кризисные 1930-е годы такой союз был преобразован в мощное акционерное Klöckner Humboldt Deutz AG и благополучно преодолел все последствия Великой Депрессии. Именно под таким названием грузовики пошли в немецкую армию.

Поставки в вермахт

Первым грузовиком Magirus-Deutz принятым на вооружение вермахта стал 1,5-тонный вариант стандартизированного трехосного грузовика М206. Он оснащался собственным 6-цилиндровым 70-сильным мотором и 4-ступенчатой коробкой передач. Помимо стандартного бортового варианта, на его основе были созданы первые армейские пожарные машины оборудованные 22-метровой лестницей. Кроме того на шасси Магирус М206 в небольших количествах изготавливались аэродромные пожарные машины с водяным насосом и прицепом пенообразователем.

klockner-humboldt-deutz-3000
Klöckner Deutz А3000

К началу войны самым массовым грузовиком производства KHD на службе вермахта стал Klöckner Deutz S3000 (330) грузоподъемностью 3 т. Он комплектовался 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 70 л.с. В дополнение к нему производился и полноприводный вариант грузоподъемностью 2,7 т. На этих грузовиках фирменный логотип Магирус в виде большой буквы М, впервые уступил место круглому значку Клекнер-Дойц.

В 1942 году началось производство тяжелого грузовика Klöckner Deutz S4500 (GS145). Как не трудно догадаться из индекса его грузоподъемность составляла 4,5 т. Для автомобиля был разработан новый 6-цилиндровый дизель Deutz на 125 л.с. Все грузовики Klöckner Deutz имели репутацию очень надежных машин и высоко ценились в армии. Всего фирма KHD выпустила около 23 тысяч грузовиков, что на фоне поставок Opel Blitz являлось просто каплей в море.

Помимо грузовых автомобилей KHD занималось производством полугусеничных вездеходов Maultier (Мул). Муальтиры обозначались как S3000 SSM и имели грузоподъемность в 2 т. Среди всех подобных машин, Klöckner Deutz Maultier считался самым удачным. В сравнении с Муальтиром на базе Opel Blitz, машины KHD имели лучшую топливную эффективность и надежность. Однако несмотря на все преимущества их было выпущено всего 1740 единиц.

Дизельные двигатели воздушного охлаждения Deutz, первые опыты

двигатель F4L514
Двигатель F4L514

Еще одним направлением деятельности KHD была разработка дизелей воздушного охлаждения. По заказу вермахта в 1944 году, специально для восточного фронта, компания разработала морозоустойчивый двигатель — F4L514. Этот 4-цилиндровый дизельный мотор мощностью 65 л.с. устанавливался на гусеничный тягач Raupenschlepper Ost. До конца войны выпустили всего 674 двигателя.

После войны заводы компании были разрушены более чем на 60%. Однако уже в мае 1945-го на фабриках в городе Ульме начались восстановительные работы, а к концу года стартовала мелкосерийная сборка довоенного грузовика S3000. Примечательно, что на послевоенных машинах вновь началось использование фирменного знака М на решетке радиатора. Более того с 1949 года все выпускаемые машины вернули историческое название Magirus-Deutz.

Проект Дельта — контракт Магирус с СССР

magirus-deutz-290-d
Магирус 290

Безусловно история компании Magirus не будет полной без упоминания контракта с СССР. В рамках него в нашу страну немецкая фирма, поставила почти 10 тыс. грузовиков Магирус-Дойц. Между тем такой крупный заказ состоялся только благодаря использованию дизельного мотора воздушного охлаждения, предок которого когда-то был разработан для покорения нашей страны. Вот такие вот превратности судьбы.

Один комментарий к “История Magirus Deutz, от поставок вермахту до поставок в СССР

  1. Статья небезынтересная, но режет глаз — Maultier по-русски всё же звучит как «Маултье», а никак не «Муальтир»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *