Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР

Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР

31 августа 2019 0 Автор autohs.ru

В середине 70-х годов в СССР намечался грандиозный проект — строительство Байкало-Амурской магистрали и стране были необходимы мощные и надежные грузовые автомобили. Так в Советском Союзе появились легендарные немецкие грузовики Магирус.

Контракт века

Магирус СССР
Самосвал Магирус-Дойц 290Д во время работы

В начале 1970-х компания Магирус переживала непростые времена. Европейская экономика шла на спад и спрос на коммерческие автомобили сильно упал. Тем временем в Советском Союзе началась реализация грандиозного проекта — строительство Байкало-Амурской магистрали. Стране требовались выносливые и надежные грузовики, способные работать в суровых климатических условиях сибирской стройки. В этих обстоятельствах у фирмы Магирус имелось серьезное конкурентное преимущество — все ее грузовики оснащались дизельными моторами воздушного охлаждения, а значит были идеально приспособлены для работы в зонах низких температур.

В самом СССР тяжелые грузовики выпускал только КрАЗ. Дружественная Чехословакия готова была предложить грузовики с моторами воздушного охлаждения. Но Татра не успевала обеспечить поставку требуемого количества автомобилей вовремя. Как следствие советское правительство приняло решение закупить грузовики в ФРГ.

Испытания состоявшиеся в 1972-1973 гг подтвердили пригодность автомобилей Магирус, и в октябре следующего года представители В/О Автоэкспорт и Magirus-Deutz подписали контракт на поставку более 9,5 тысячи грузовиков, общей стоимость 1,1 млрд немецких марок.

Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР
Магирусы для СССР: а) 290D 26L б) 290D 26K в) 232D 19L г) 232D 19K

Исходя из требований Советского Союза поставлялись грузовики с мотором воздушного охлаждения. Для удешевления грузовики с полным приводом не заказывались, ограничились блокировками дифференциалов. Также в комплектацию немцы добавили дополнительные фары по бокам решетки радиатора и два воздухозаборника.

После того как машины прибыли в страну они получили первые положительные отзывы. Водители отметили комфортабельную и теплую кабину с гидравлическими амортизаторами и хорошей шумоизоляцией. К тому же руль с гидроусилителем облегчал работу водителя, а блокировки можно было включить с помощью специального тумблера прямиком из салона. Что было очень удобно. Грузовик был мощнее, быстрее, маневреннее и удобнее в управлении. Магирус ценили и уважали. Не каждому водителю доверяли управлять импортной машиной. Это была привилегия.

Magirus-Deutz — символ качества

magirus-290-engine
Двигатель Магирус 290

В большинстве своем в СССР поставлялись две модели. Это Magirus 290 D26 грузоподъемностью 14 тонн и Magirus 232 D19 на 10 тонн. Двигатель на D26 устанавливался 10-цилиндровый V-образный, мощностью 290 л.с. Младшая модель довольствовалась мотором V8 на 232 л.с. Все двигатели отличались феноменальной надежностью, благодаря отсутствию водяного охлаждения и удачной конструкции.

klockner-humboldt-deutz-3000
Klockner-Humboldt-Deutz 3000

По иронии судьбы, компания KHD — учредитель Magirus-Deutz разрабатывала свои двигатели воздушного охлаждения с 1942 года для вермахта. Военные требовали морозоустойчивый мотор для восточной компании. Спустя 30 лет наработки KHD пошли на пользу Советскому Союзу.

Помимо основной комсомольской стройки, Магирусы активно применялись в других районах Сибири, Дальнего Востока, и даже за Полярным кругом нашлась работа для немецких машин. При этом они служили ярким примером продуманной, качественной и надежной техники. Даже сейчас, нет-нет да промелькнет на наших дорогах грузовик с ярко-оранжевой кабиной, напоминая о некогда славных временах развитого социализма.