ВАЗ-2101 «Жигули» и его варианты модернизаций
12 апреля 2024ВАЗ-2101 стал важной вехой в развитии отечественного автомобилестроения. Он принес с собой новые технологии и современные принципы конструирования массовой легковой автомобильной техники. Машина получилась очень удачной, достаточно надежной и комфортабельной, и породила огромное количество модификаций. Некоторые из них получили серийное воплощение и хорошо нам известны, прочие так и остались в истории, став наглядным памятником эволюции отечественной конструкторской мысли.
ВАЗ-2101
Как бы ни был хорош базовый ВАЗ-2101 к моменту начала его серийного производства в 1970 году, многим стало очевидно, что экстерьер автомобиля уже несколько устарел. Как следствие, в 1974 году был подготовлен первый вариант модернизации внешности «копейки», включавший в себя новую переднюю облицовку с «поворотниками» под бампером.
Немного позднее был создан следующий вариант с прямоугольными фарами от Москвича-412, хромированной фальшрадиаторной решеткой и подфарниками от ВАЗ-2103. Тогда эти идеи продолжения не получили, но вскоре послужили основой для создания ВАЗ-2105.
ВАЗ-2101-80
В 1975 году появился, пожалуй, наиболее радикальный вариант модернизации Жигулей — ВАЗ-2101-80. Он был спроектирован главным дизайнером АвтоВАЗа Владимиром Пашко и предусматривал создание абсолютно нового кузова типа седан в 2- и 4-дверном исполнении. Автомобиль получил привлекательный, современный дизайн с небольшим наклоном радиаторной решетки, 4-фарную головную оптику и слегка заниженную корму на которой монтировались огромные задние фонари.
Естественно, что никакого развития проект не получил. Да и не мог получить, так как постановка на производство совершенно нового кузова требовала огромных финансовых затрат.
Porsche 2103
Годом позднее был реализован еще один любопытный проект под условным названием ВАЗ Porsche 2103. На этот раз доработку и модернизацию Жигулей провели специалисты инжинирингового центра Порше. Не меняя силовую структуру кузова, немцы изменили переднюю облицовку, убрали практически весь внешний декор и установили новые пластиковые бамперы. Кроме того модернизации подверглись подвески и интерьер. В салоне нашли применение новая передняя панель с улучшенным блоком управления климатической системой и фирменный 4-спицевый руль, хорошо знакомый по другим моделям Порше.
В серию немецкая «тройка» не пошла, однако послужила хорошим подспорьем при создании ВАЗ-2106.
ВАЗ-2107
В 1982 году Волжский автозавод освоил производство нового «люксового» седана ВАЗ-2107. Он представлял собой улучшенный вариант «пятерки» и оборудовался хромированной решеткой радиатора и облагороженным салоном повышенной комфортности. У современников ВАЗ-2107 производил довольно хорошее впечатление и пользовался устойчивым спросом не только в СССР, но и за рубежом.
Первая попытка модернизировать внешний облик «семерки» была предпринята в 1985 году. Тогда на ВАЗ-2107 установили новые минималистичные бамперы и оригинальные колеса с квадратными вырезами. Годом позднее на свет появился более смелый вариант с заостренным передком и пластиковой решеткой радиатора. Вазовцы его тогда отвергли, а вот на ГАЗе практически аналогичный передок вскоре установили на Волгу ГАЗ-31029.
Жигули для Брежнева
Пожалуй самый необычный проект по смене облика Жигулей был реализован в 1978 году, когда по личному заказу Л.И. Брежнева на ВАЗе собрали уникальный «гибрид» из кузова ВАЗ-2106 и всей технической начинки ВАЗ-2107. Внешне машину можно было распознать по «семерочной» решетке радиатора и переднему бамперу с указателями поворотов. Кроме того в салоне установили удобные высокие сиденья с интегрированными подголовниками.