Cisitalia 202: шедевр итальянского автомобилестроения
15 апреля 2024Среди всех итальянских автопроизводителей, подаривших миру огромное количество великолепных автомобилей, особое место занимает небольшая и практически неизвестная марка Cisitalia (Чизиталия). А между тем именно она дала толчок к послевоенному возрождению итальянского автодизайна и сделала фирму Pininfarina всемирно известной. Вдобавок ее наиболее известная модель Cisitalia 202 была признана самой красивой и элегантной машиной всех времен. Недаром ее первый вариант с 1947 года хранится в Нью-Йоркском Музее современного искусства как лучший образец автомобильного творчества XX века.
Compagnia Industriale Sportiva Italia
Компания Compagnia Industriale Sportiva Italia (Итальянская спортивная промышленная компания) или просто Cisitalia, была основана итальянским предпринимателем Пьеро Дузио в 1946 году. Страстный любитель автогонок, еще до войны он сколотил приличное состояние на производстве текстиля и обзавелся полезными знакомствами в автомобильной индустрии. Вскоре, желая создать свой собственный гоночный автомобиль, Дузио привлек знаменитого фиатовского инженера Данте Джакозу. Первым делом он разработал передовое и очень легкое трубчатое шасси для будущей Чизиталии. Затем взяв за основу 4-цилиндровый мотор Fiat 1100, Джакоза сконструировал прогрессивный гоночный двигатель с сухим картером, который при рабочем объеме 1049 см3 выдавал вполне внушительные 65 л.с. Агрегат работал в паре с оригинальной 3-ступенчатой коробкой передач с двойным управлением. В ней передачи можно было переключать как при помощи рычага, так и при помощи миниатюрной ножной педали.
Всю эту машинерию Джакоза «упаковал» в одноместный кузов с открытыми колесами и получил достаточно серьезный гоночный автомобиль D46, который весил всего 370 кг и развивал 170 км/ч. В сентябре 1946 года болид дебютировал на первой итальянской послевоенной гонке и сходу одержал уверенную победу опередив 19 машин, в том числе и Auto Avio 815 — первый спорткар Энцо Феррари.
Cisitalia 202
Лучшей рекламы было не найти и вскоре на фирму обратились первые заинтересованные покупатели. К тому времени Данте Джакоза вернулся к своей основной деятельности — в компанию Фиат, а в Чизиталию пришли — молодой гонщик Пьеро Таруффи и талантливый инженер Джованни Савонуцци. Собственно последнему Дузио и сформулировал техническое задание по созданию следующего спортивно-гоночного автомобиля Cisitalia CMM.
Новая машина в корне отличалась от предшественницы. Создав новую каркасно-трубчатую раму, ее колесную базу увеличили на 420 мм. Переднюю независимую подвеску на поперечной рессоре позаимствовали у Fiat Topolino, а задний мост с продольными полуэллиптическими рессорами взяли от модели 1100. Двигатель не изменился, а вот механизм переключения передач сделали только ручным и поместили на полу справа от сиденья водителя. Дизайн заказали на стороне у малоизвестного тогда стилиста Альфредо Виньяле. И не прогадали! Он спроектировал прекрасный 2-дверный закрытый кузов с округлым вытянутым передком, гладкими боковинами и заниженной кормой с огромными хвостовыми килями. Кузов оказался не только красивым, но и эффективным. Его коэффициент аэродинамического сопротивления Cx составлял всего 0,29. В результате Cisitalia CMM с легкостью развивала 200 км/ч, и это с небольшим 1,1-литровым моторчиком на 65 сил!
Вскоре на базе CMM Савонуцци создал более простую дорожную модель 202. Он несколько упростил обводы, убрал задние плавники, увеличил все стекла и дефорсировал мотор на 10-15 л.с. Изготовление новинки Пьеро Дузио передал на фирму Carrozzeria Pinin Farina. Так в сентябре 1947 года на свет появилась первая в мире машина с пространственной рамой и одна из первых с понтонным кузовом. В дальнейшем Пининфарина постоянно экспериментировала над обликом Чизиталии и все автомобили построенные в период с 1947-го по 1949 год, оказались немного разными. Они отличались формой лобового стекла, оформлением передней облицовки, углом наклона капота, ручками дверей и так далее. На ряде машин вообще не было бамперов, на некоторых стояли дисковые или спицованные колеса.
Несмотря на маломощный мотор и скромные размеры стоила Cisitalia 202 внушительные 5 тыс. долларов — дороже спортивного Jaguar XK120 и солидного Cadillac 62 Coupe. Тем не менее среди состоятельной публики спрос на машину оказался довольно устойчивым. Еще больше его увеличили спортивные достижения, а особенно призовые места в гонке Милья-Милья в 1947 году. Впрочем, Пьеро Дузио все это уже было не интересно. К тому времени он захотел строить самые сложные, скоростные и передовые гоночные автомобили Формулы-1.
Неминуемый крах
Вся команда пыталась отговорить Дузио, но он не послушал и все же запустил дорогостоящий прожект по созданию 12-цилиндрового полноприводного(!) суперболида Cisitalia 360. Специально для этого он нанял знаменитого инженера Ферри Порше, и тот развернулся на славу. Немец сконструировал уникальный 12-цилиндровый оппозитный мотор с четырьмя верхними распредвалами и двумя турбокомпрессорами. При рабочем объеме всего 1,5 л он развивал 385 л.с. и теоретически мог разгонять Чизиталию 360 до 340 км/ч! Столь серьезные изыскания быстро надломили финансовое состояние компании и проект так и остался не завершенным.
В 1949 году Пьеро Дузио перебрался в Аргентину и основал компанию Autocar, где стал выпускать грузовики и сельскохозяйственную технику. Впрочем, на родине в Италии марка Cisitalia никуда не исчезла. Она удержалась на плаву стараниями сына Пьеро Дузио — Карла, который с большими перерывами продолжал выпускать модернизированные варианты Cisitalia 202. Однако от былой славы к тому времени ничего не осталось и постепенно погасив все отцовские долги в 1964 году Карл Дузио закрыл компанию. Всего к тому времени было выпущено 153 автомобиля серии 202.