Aston Martin DB4/DB5: история самого совершенного купе 60-х
15 сентября 2023За всю свою продолжительную историю британская марка Aston Martin выпустила огромное множество технически совершенных и скоростных автомобилей. А самой известной и широко почитаемой машиной среди всего этого породистого племени, стала, без сомнения, модель Aston Martin DB4 (DB5).
От Aston Martin DB1 к DB3
Прославившаяся своими классическими спортивными автомобилями еще в 1930-е годы, после окончания войны небольшая фирма Астон Мартин попала в тяжелое финансовое положение и стала легкой добычей промышленника, производителя тракторов и сельхозмашин Дэвида Брауна. В результате на долгие годы вперед все автомобили компании получили в своем названии инициалы DB образованные от имени нового хозяина. Помимо собственно Aston Martin, в распоряжении Брауна попала автомобильная фирма Lagonda и известное в узких кругах кузовостроительное ателье Tickford. Собрав видных представителей британского автомобилестроительного небосклона, Браун определил новую стратегию своего «конгломерата», в ходе которой марка Aston Martin сменила своей специалитет со спортивно-гоночных на спортивно-комфортабельные автомобили.
Первый Aston Martin, подготовленный к производству в рамках новой программы, появился в 1948 году. Интересно, что индекс DB1 был присвоен этой 4-цилиндровой модели уже задним числом, когда ей на смену в 1950 году пришел автомобиль Aston Martin DB2 оборудованный мощным 6-цилиндровым рядным мотором на 105 л.с. Дальнейшим усовершенствованием этой конструкции стали варианты DB2/4 (1953), DB2/4 Mk2 (1955) и DB2/4 Mk3 (1957) мощностью 195 л.с! Все эти модификации оснащались двигателем спроектированным еще в середине 1930-х выдающимся конструктором Уолтером Бентли, наделившим агрегат солидным запасом прочности.
Параллельно с гражданской модификацией DB2/4 в 1953 году появилась гоночная версия Aston Martin DB3 с 3-литровым двигателем мощностью 163 л.с. Машина это была специализированная, разработанная исключительно для участия в гонках, и в широкую продажу не поступила. А затем… настал черед легендарной модели DB4.
Aston Martin DB4
Дебют этого автомобиля состоялся на лондонском автосалоне в 1958 году. Это была абсолютно новая машина вобравшая в себя совершенство внешних форм, высочайшее качество изготовления, прекрасные скоростные характеристики и самые прогрессивные конструкторские решения. Несмотря на то, что в распоряжении Дэвида Брауна имелась собственная кузовостроительная фирма, разработку дизайна DB4 отдали на откуп итальянцам из ателье Carrozzeria Touring. Те спроектировали изящный, обтекаемый и технически передовой двухдверный кузов выполненный по технологии Superleggera — с мощным штампованным основанием и наваренным поверх каркасом из легких тонкостенных трубок, зашитых поверх алюминиевыми панелями.
Не менее выдающимся получился мотор. На DB4 стоял полностью алюминиевый 6-цилиндровый двигатель объемом 3,7 л. Он оснащался двухвальной ГБЦ, полусферическими камерами сгорания, двумя электрическими топливными насосами, двумя горизонтальными карбюраторами и в базовом варианте развивал 240 л.с. Кроме того существовали форсированные модификации GT и Vantage с двумя-тремя карбюраторами Weber — мощностью 263-275 л.с. Столь совершенный силовой агрегат разместили на достойном шасси с реечным рулевым управлением, передней независимой подвеской и дисковыми тормозами всех колес. Кроме того новинкой стала сложная пружинно-рычажная задняя подвеска неразрезного ведущего моста с гипоидной главной передачей.
Во время премьеры Aston Martin DB4 заставил говорить о себе весь мир, а в 1959 году вновь подтвердил свой высокий авторитет одержав победу сначала на гонках в Ле-Ман, а затем и в мировом чемпионате конструкторов. Естественно на машину выстроилась очередь, и впервые за всю историю литерных моделей DB, их ежегодный тираж превысил две сотни экземпляров. Громкий спортивный успех британцы закрепили выпуском скоростной модификации DB4 GT с укороченным кузовом конструкции фирмы Zagato и форсированным до 300 л.с. двигателем. В дополнение к ней создали еще и гоночную вариацию DB4 GTZ с мотором на 310 л.с. и облегченным на 85 кг кузовом. Эта самая легкая модель DB4 была построена всего в 19 экземплярах и достигала 275 км/ч.
Aston Martin DB5
За пять лет на Астон Мартине собрали 1185 экземпляров серии DB4, что для очень дорогого автомобиля ручной сборки являлось несомненным успехом. Поэтому в 1963 году фирма объявила о выпуске усовершенствованного варианта Aston Martin DB5 с 4-литровым двигателем мощностью 282 л.с. Именно эта модель приняла участие в съемках фильма о Джеймсе Бонде, что окончательно закрепило ее высокий авторитет. В одночасье для британцев Aston Martin стал примерно тем же, что Ferrari для итальянцев. Параллели просматривались во многом — в общей ориентации машин, в их высокой репутации и значимых спортивных достижениях. Серии DB4 и DB5 стали основоположниками целой династии спортивных автомобилей Aston Martin, которые в различных вариациях производились вплоть до начала 2000-х.
Оригинальный DB5 выпускался до 1965 года, а его общий тираж составил 1009 экземпляров.