Cord 810/812: самый совершенный автомобиль 1930-х
18 сентября 2023Автомобильная марка Cord в наши дни знакома многим, даже несмотря на то, что она исчезла 90 лет назад. Впрочем, такая известность вполне объяснима, ведь в свои лучшие времена эта американская фирма строила, пожалуй, наиболее совершенные и прогрессивные в мире автомобили — последний Cord 810 (812) как раз из таких.
История компании Cord Automobile
Марка Cord возникла в конце 1920-х годов. Ее создатель Эррет Лоббан Корд относился к самым талантливым организаторам автомобильного производства в США. Современники считали: «Если Генри Форд посадил Америку на автомобиль, то Эррет Корд придал американским машинам красоты и изящества». Поначалу он торговал автомобилями различных марок, пока в один момент не решил, что сам способен стать автомобилестроителем и создавать автомобили не хуже тех, что продавал.
Заручившись поддержкой инвесторов, в 1924 году он приобрел убыточную фирму Auburn Motor Cars и кардинально пересмотрел ее производственную программу, сделав ее снова рентабельной. Осмотревшись, Корд решил, что сможет бросить вызов целой автомобильной империи, что бурно разворачивалась вокруг Детройта. Он принялся скупать все окрестные компании, после чего в орбиту его деятельности попали как мелкие, так и довольно крупные и авторитетные предприятия: моторостроительный завод Lycoming и престижная марка Duesenberg. Новый промышленный гигант рос и формировался прямо на глазах, а собственной марки, достойной носить фамилию создателя все еще не было. Образовали ее в 1929 году, причем с тем расчетом, что основным профилем фирмы станет производство высококачественных и самых передовых в техническом отношении машин.
Cord 810
Первый автомобиль L-29 под маркой Cord увидел свет в 1929 году. Это был первый в истории американский престижный автомобиль со 125-сильным двигателем Lycoming и приводом на передние колеса. Первый Корд претерпел полный коммерческий крах. Консервативная американская публика бесконечно удивлялась революционной переднеприводной компоновке, приземистой посадке и необычным формам, но машину не покупала. Собственно, на этом все и закончилось. Вдобавок в стране разразился серьезный экономический кризис и все роскошные автомобили отошли, даже не на второй, а на третий план.
Когда промышленная империя Корда начала отходить от кризиса, он поручил молодому и талантливому инженеру Гордону Бьюригу спроектировать новый переднеприводный автомобиль. В 1933 году проект был завершен, однако серийное производство удалось освоить лишь два года спустя. Новый автомобиль проиндексированный как Cord 810 получился не менее эпатажным чем предшествующий L-29. Он оборудовался 8-цилиндровым V-образным нижнеклапанным алюминиевым двигателем Lycoming объемом 4,7 л мощностью 125 л.с. Спереди к мотору крепилась полуавтоматическая 4-ступенчатая коробка передач, собранная в едином блоке с главной передачей и дифференциалом. Корд 810 стал первым в Америке переднеприводным автомобилем с передней независимой подвеской. Кроме того, в отличие от большинства конкурентов, 810-й получил цельнометаллический несущий кузов на усиленной стальной платформе.
Вообще, что касается кузова, тут Бьюриг удивил всех без исключения. Для новинки он создал уникальный и легко узнаваемый кузов с тупоносой передней частью и вынесенными обтекаемыми крыльями. На переднем фасаде красовались многочисленные параллельные хромированные ребра, а фары из эстетических и функциональных соображений прятались в передние крылья. Из других интересных особенностей Cord 810: скрытые дверные петли и крышка бензобака, регулируемые по скорости стеклоочистители, стандартные тахометр и радиоприемник.
Автомобиль дебютировал в двух размерах колесной базы и четырех вариантах кузова: двух- и четырехдверный седан, двухдверные кабриолет и фаэтон. Несмотря на солидную внешность и хорошее оснащение, стоил Корд 810 относительно дешево — около 2 тыс. долларов. Тем не менее слишком авангардная внешность и непроверенная переднеприводная конструкция, вновь стали препятствием на пути к коммерческому успеху. В первый год продали неожиданно мало — всего 1174 единицы, оставив еще почти 600 машин пылиться на складе.
Cord 812
В 1936-м Корд решил изменить тактику и представил улучшенный Cord 812, оборудованный двигателем с центробежным нагнетателем (Supercharged) и увеличенной до 190 л.с. мощностью. Новую модель легко было опознать по эффектным никелированным воздушным патрубкам, прокинутым через боковины капота. Кроме того, автомобиль получил удлиненную на 180 мм колесную базу, усиленный кузов и улучшенную отделку салона. В таком исполнении Cord 812 мог разгоняться до 177 км/ч, что делало его одним из самых быстрых серийных автомобилей того времени. Позднее автомобиль установил несколько национальных скоростных рекордов.
Сообразно улучшенным характеристикам возросла и цена. Самый дешевый седан в исполнении Westchester стоил 2,5 тыс. долларов, а за наиболее дорогой кабриолет Convertible Phaeton Sedan просили 3 тыс. долларов. Вполне приемлемая для столь сложной и скоростной машины цена. Вот только спрос вновь оказался намного меньше расчетного — к концу года продали всего 1146 машин. И все бы ничего, ведь в распоряжении Корда имелись и другие, довольно успешные фирмы. Однако в конце 1930-х Эррет Корд был заподозрен в биржевых махинациях и бежал в Великобританию. Его признали виновным и оштрафовали на огромную сумму, для оплаты которой ему пришлось распродать всю свою маленькую автомобильную империю. Так закончилась славная, но короткая история Cord Automobile.