Duesenberg SJ: лучший довоенный американский автомобиль
07 сентября 2024Автомобильная марка Duesenberg просуществовала всего четверть века, но за это короткое время она приобрела мифическую славу как производителя наиболее качественных, престижных и непомерно дорогих автомобилей…
История фирмы Duesenberg
Своему успеху марка Duesenberg обязана творческой энергии двух гениальных людей — Фридриху (Фредерику) Дюзенбергу и Эррету Корду, которые, объединившись, превратили ее в мировой эталон техники и дизайна. Фред Дюзенберг родился в бедной немецкой семье, которая в конце XIX века эмигрировала в США. Там он совместно со своим братом Августом организовал производство велосипедов, а затем переориентировался на изготовление авиационных двигателей на 4, 6, 8 и 12 цилиндров. Дюзенберга называли не иначе как гением с невероятным, каким-то мистическим чувством технического предвидения. Поговаривали, что он на глаз мог уловить миллиметровую погрешность в детали или на слух определить дефект того или иного агрегата.
После окончания Первой мировой войны Дюзенберг приступил к изготовлению автомобильных моторов для гоночных машин. В 1919 году один из таких болидов с двумя 8-цилиндровыми двигателями Duesenberg установил мировой рекорд наземной скорости, разогнавшись на трассе Daytona Beach до 251,132 км/ч. Далее последовали многочисленные призовые места в гонках на автодроме Индианаполис, а в 1921 году, впервые в истории, американский автомобиль выиграл Гран-при Франции.
К тому времени репутация фирмы Duesenberg возвысилась до небес, и Фредерик Дюзенберг сделал следующий логичный и давно ожидаемый шаг — приступил к производству дорожных автомобилей. Первым стал Duesenberg A, который нес в себе сразу несколько инноваций: первый в США серийный 8-цилиндровый двигатель с верхним распределительным валом и первую в мире тормозную систему с гидравлическим приводом. Фредерик Дюзенберг никогда не пытался угнаться за Генри Фордом по части массовости выпуска своих автомобилей, поэтому работал медленно, но весьма основательно. Для него на первом месте было качество, поэтому все узлы и агрегаты были сделаны очень добротно и аккуратно, как следствие, с самого начала автомобили Duesenberg заслужили славу крайне надежных и выносливых машин.
Вскоре она докатилась до известного автомобильного магната Эррета Корда. В середине 1920-х этот блистательный бизнесмен метеором ворвался на американскую автомобильную сцену и принялся скупать мелкие и средние фирмы, прибирая к рукам лучших специалистов из числа тех, что еще не успели устроиться в Ford и GM. Очень скоро под контролем Корда оказалось несколько известных предприятий, в том числе автомобильная фирма Auburn и знаменитый моторостроительный завод Lycoming. Не хватало только марки высшего класса, способной достойно увенчать производственную программу нарождающегося концерна Cord.
Duesenberg J (SJ)
После недолгих переговоров, в 1926 году Корд выкупил компанию Фреда Дюзенберга и прямо сходу поставил перед ним сложную и грандиозную задачу — сделать для Америки «самый крупный, самый роскошный, самый качественный и самый быстрый в мире автомобиль»! Так 1 декабря 1928 года на свет появился Duesenberg Model J — первый из новой серии сверхавтомобилей Дюзенберг. Огромный (колесная база — 3899 мм), он оборудовался сконструированным Дюзенбергом новейшим 8-цилиндровым 6,9-литровым рядным двигателем с полусферическими камерами сгорания, двухвальной ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр и невероятной по тем временам мощностью 265 л.с., позволявшей 2-тонному Duesenberg J разгоняться до 185 км/ч! Все конкуренты, включая самые дорогие модели Pierce-Arrow, Packard, Cadillac и Hispano-Suiza имели под своими капотами втрое-вчетверо меньше «лошадей».
Конструкция шасси никакими революционными новинками не блистала: простая 3-ступенчатая несинхронизированная коробка передач, полуэллиптические рессоры, гидравлические амортизаторы рычажного типа, рулевой механизм «винт–кривошип» и гидравлические барабанные тормоза с вакуумным усилителем. Тем не менее все это было сделано с невероятной основательностью, из самых качественных сталей и трехкратным запасом прочности. Так, рама Duesenberg J больше напоминала раму небольшого локомотива, нежели раму автомобиля.
Кроме того, впервые в мире на машине Duesenberg появился своеобразный механический бортовой компьютер, а вернее сказать, арифмометр! Это было сложнейшее устройство, состоящее из 24 шестерен, отслеживающее жизненно важные функции автомобиля. Так, каждые 2200 км этот прибор включением специальной лампочки извещал о необходимости замены масла и доливки воды в аккумулятор. Вдобавок каждые 120 км пробега он активировал централизованную систему смазки шасси, причем пробег он отсчитывал не от банального одометра, а по оборотам вала топливного насоса!
Лучший довоенный автомобиль
Очевидно, что Дюзенберг сумел справиться со своей задачей и построить лучший во всем мире легковой автомобиль. Вот только одно его шасси стоило 8-10 тыс. долларов, а с кузовом индивидуальной работы цена легко могла превысить 15, а то и 18 тыс. долларов! За те же деньги тогда можно было купить четыре автомобиля Cadillac или два роскошных седана McFarlan. В общем, позволить себе Duesenberg модели J могли только самые богатые люди планеты. На Дюзенбергах рассекали певцы и киноактеры первой категории, крупные бизнесмены, политики и аристократы.
1932 год стал апогеем развития марки. Именно тогда она представила свой самый прогрессивный автомобиль Duesenberg SJ (Supercharger J). От базовой версии она отличалась установленным центробежным механическим нагнетателем, благодаря которому мощность мотора достигла совсем уж фантастических значений 320 л.с., а максимальная скорость перевалила за 200-километровый барьер. Но поражала главным образом цена — стоимость Duesenberg SJ с заказным кузовом могла достигать 25 тыс. долларов или 540 тыс. долларов по современному курсу!
В июле 1932 года Фредерик Дюзенберг погиб в автокатастрофе, разбившись на одной из своих скоростных машин, после чего дела фирмы пошли на спад. Кроме того, начались серьезные проблемы у главной компании Cord, приведшие к полной ее ликвидации. В 1937 году фирма Duesenberg сменила владельца и превратилась в простую станцию технического обслуживания своих машин. Всего к тому моменту было выпущено 472 автомобиля, в том числе 36 модели SJ. Дальнейшие попытки восстановить славное автомобильное имя Дюзенберг, к сожалению, успехом не увенчались…