Hispano-Suiza H6B: лучший автомобиль забытой фирмы

Hispano-Suiza H6B: лучший автомобиль забытой фирмы

05 июля 2024 0 Автор autohs.ru

Марка Hispano-Suiza (Испано-Сюиза) уже давно не на слуху, хотя до войны она выпускала, пожалуй, наиболее совершенные и престижные в мире автомобили. Ими пользовались король Испании Альфонсо XIII, император Японии Хирохито, французский генерал Де Голль и другие известные люди. В начале 1920-х фирма представила свою самую знаменитую модель — Hispano-Suiza H6B. Эта прекрасно сбалансированная, огромная и мощная машина затмила всех своих конкурентов и возвела фирму Испано-Сюиза в ряд самых успешных довоенных автопроизводителей.

Краткая история фирмы Испано-Сюиза

Hispano-Suiza Alfonso XIII
Hispano-Suiza Alfonso

Компания La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles была основана в Каталонии в 1904 году после слияния двух мелких автомобильных фирм La Cuadra и Castro. В последней трудился очень амбициозный инженер Марк Биркигт, который стал руководителем вновь образованной фирмы и с удвоенной энергией взялся за дело. Первым его успехом стал автомобиль Type 14, оборудованный 4-цилиндровым двигателем с Т-образной головкой блока и приводом клапанов с помощью распределительного вала.

Настоящий расцвет марки случился в 1910 году, когда Hispano-Suiza Type 14 с длинноходным мотором мощностью 63 л.с. одержал победу в престижных гонках Coupe de L’Auto во Франции. После этого события королева Испании презентовала подобную машину своему супругу Альфонсо XIII, придав марке огромную известность. В 1911 году компания открыла филиал во Франции, где организовала производство спортивных машин получивших название Alfonso. С началом Первой мировой войны фирма переориентировалась на производство авиамоторов, а Марк Биркигт сконструировал новое семейство весьма прогрессивных верхнеклапанных V-образных алюминиевых двигателей мощностью 150-200 л.с. Все эти моторы славились высокой надежностью и мощностью, и вскоре практически все самолеты Антанты оборудовались силовыми установками Hispano-Suiza. Всего же с 1915-го по 1918 год было изготовлено (в том числе и по лицензиям) 50 тыс. авиадвигателей.

Hispano-Suiza Logo
Маскот в виде парящего аиста появился в 1919 году и стал данью уважения асу истребителю Ж. Гинемеру

После войны капоты автомобилей Испано-Сюиза украсила серебряная фигурка аиста. Она была установлена в честь знаменитой французской эскадрильи истребителя Жоржа Гинемера. «Летящие аисты» в то время считались героями, но сам Гинемер конца войны так и не увидел и пропал без вести в 1917 году. Именно в его честь Биркигт и заказал у знаменитого французского скульптора Базэна изготовление фигурки взмывающего в небо аиста.

Hispano-Suiza H6B

Hispano-Suiza H6B Hibbard Darrin
Все автомобили Испано-Сюиза имели оригинальный дизайн и высочайшего качества кузова ручной сборки. На фото H6B с кузовом от ателье Hibbard & Darrin

С окончанием войны Испано-Сюиза, щедро сдобренная доходами с военных заказов, вновь переключилась на автомобили. Еще в 1915 году Биркигт приступил к разработке совершенно «исключительной», самой передовой, роскошной и дорогой машины престижного класса. Четыре года спустя этот проект материализовался в огромных размеров автомобиль (колесная база 3960 мм) со смелыми формами, никелированными трубами глушителей, хромированными ручками и роскошным салоном с отделкой из красного дерева и натуральной кожи.

Уже по заведенной традиции первая Hispano-Suiza H6B оказалась в руках короля Альфонсо XIII. Ее серийное производство стартовало в 1922 году. В этой модели Биркигт реализовал все свои знания и опыт, приобретенные в авиапроме. Так, под капот H6B он поместил весьма прогрессивный 6-цилиндровый рядный мотор, представлявший собой «половинку» авиационного двигателя V12. При рабочем объеме 6,6 л в зависимости от регулировки двухкамерного карбюратора он развивал 100-135 л.с.

Hispano-Suiza H6B Engine
Двигатель H6B имел отличные технические характеристики, но по сравнению с другими престижными марками был несколько шумноват

В его конструкции сочетались алюминиевый блок цилиндров с «мокрыми» гильзами, верхний распределительный вал и уравновешенный 7-опорный коленчатый вал. Сами гильзы цилиндров для повышения износостойкости подвергались химико-термической обработке, а внутренние поверхности труб охлаждения эмалировались по запатентованной и тщательно скрываемой технологии. Кроме того, двигатель Hispano-Suiza H6B получил двойную систему зажигания с автоматическим опережением и династартер (специальный агрегат, выполнявший одновременно функции генератора и стартера).

В салоне Испано-Сюиза
Режим работы сдвоенного карбюратора регулировался при помощи рычажка на рулевой колонке

В основании машины лежало прочное рамное шасси с высокими лонжеронами, рессорными подвесками и фрикционными амортизаторами. Сами тормоза были барабанные, вентилируемые(!) с механическим усилителем (позже подобные тормозные механизмы нашли применение в английских Роллс-Ройсах). Столь совершенное шасси сразу же оказалось в одном ряду с продукцией Bugatti и Isotta Fraschini и привлекло пристальное внимание лучших европейских кузовостроительных фирм. Ателье Labourdette, Binder, Hibbard & Darrin, Kellner и другие изготовили немало уникальных, дорогих и самых роскошных кузовов с индивидуальной отделкой. Все они имели характерную «самолетную» переднюю панель с многочисленными приборами и тумблерами.

Забытая роскошь

Испано-Сюиза H6B Belvallette
H6B в кузове ателье Belvallette

Hispano-Suiza H6B весом под 2,5 т разгонялась до 150 км/ч и считалась одной из самых быстрых и комфортабельных машин своего времени. Для кого и этого было недостаточно, выпускалась спортивная версия H6B Boulogne с форсированным 7-литровым двигателем мощностью 150-180 л.с., которая развивала 200-210 км/ч.

Hispano-Suiza 6-серии выпускалась одновременно во Франции, Испании, а с 1924-го по 1930 год по лицензии в Чехословакии. Независимо от страны-изготовителя, эти машины ценились за высокое качество и комфортабельность. В общей сложности было изготовлено 2250 единиц модели H6B. Что же касается самой фирмы Испано-Сюиза, то с началом войны судьба ее была предрешена. В 1938-1939 годах все ее заводы попали в руки нацистов и вскоре были разрушены американскими бомбардировками. Сам же Марк Биркигт переждал войну в Швейцарии, однако восстановить свои производства после ее окончания так и не сумел.