ЗИС-110: первый послевоенный автомобиль СССР

ЗИС-110: первый послевоенный автомобиль СССР

01 июля 2024 Выкл. Автор autohs.ru

ЗИС-110, поступивший на производство сразу после окончания войны, оказался для СССР автомобилем по-настоящему прорывным. Страна, пережившая тяжелую войну, в которой она находилась на грани самого своего существования, смогла всего за два года освоить производство весьма совершенного легкового автомобиля высшего класса. В конструкции машины впервые в советской практике нашли применение электрогидравлические стеклоподъемники, независимая передняя подвеска, гипоидная главная передача и уникальный 8-цилиндровый рядный мотор с боковыми клапанами и гидравлическими толкателями!

Первый послевоенный автомобиль

ЗИС-110
ЗИС-110 — первый советский легковой автомобиль послевоенного производства

Задание на создание нового представительского автомобиля МосЗИС получил еще осенью 1942 года. Иными словами, когда финал войны еще не был предопределен, группа инженеров во главе с А.Н. Островцевым уже приступила к созданию первого советского послевоенного автомобиля. За основу взяли Packard 180 1942-го модельного года — строгий и достаточно крупный представительский седан американского производства с пружинной независимой передней подвеской и рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 162 л.с.

Первый опытный прототип будущего ЗИС-110 построили в феврале 1944 года, а уже в июле 1945-го началось серийное производство автомобиля. В основании московской машины, как и у американского прообраза, находилась прочная лонжеронная рама с усиливающей Х-образной поперечиной. К ней спереди подвешивалась независимая рычажно-пружинная подвеска с торсионным стабилизатором. Сзади на двух полуэллиптических рессорах располагался задний мост с гипоидной главной передачей. Сами гипоидные шестерни были значительно тише традиционных спирально-конических и позволили значительно опустить карданную передачу, сделав пол практически полностью ровным.

Сборка ЗИС-110
Сборка автомобиля осуществлялась вручную, а все кузовные штампы завод им. Сталина изготовил самостоятельно

Цельнометаллический кузов ЗИС-110 полностью оригинальный. Он был больше американского исходника, хотя и повторял некоторые его стилистические черты. На переднем фасаде располагалась монументальная решетка радиатора с вертикальными прорезями. По бокам от нее раскинулись горизонтальные хромированные молдинги, частично дублированные на боковинах.

В целом ЗИС-110 произвел на руководство СССР и товарища Сталина весьма благоприятное впечатление. Он имел комфортабельный, лишенный показной роскоши салон, уже упомянутые выше электрогидравлические стеклоподъемники и штатный супергетеродинный радиоприемник с телескопической антенной.

Двигатель ЗИС-110

Двигатель ЗИС-110
Двигатель ЗИС-110 в поперечном разрезе

Центральной особенностью машины стал рядный 8-цилиндровый мотор. Он имел чугунный литой блок и такую же ГБЦ. Поршни — алюминиевые, коленчатый вал кованый, с шейками, закаленными токами высокой частоты. Клапаны боковые с индивидуальными толкателями гидравлического типа. Распределительный вал приводился при помощи бесшумной цепи Морзе. Вообще акустическому комфорту в ЗИС-110 было уделено особое внимание — в передней части двигателя находилось два резиновых стабилизатора, удерживающих мотор от поперечных колебаний, а для ограничения перемещения в продольной плоскости агрегат притягивался к раме при помощи продольной тяги с резиновыми амортизаторами. В результате двигатель ЗИС-110 работал настолько тихо и без вибраций, что конструкторы ввели на приборную панель специальную контрольную лампу включения зажигания.

Для соответствия отечественным реалиям, двигатель ЗИС-110 получил несколько сниженную по сравнению с американским аналогом, степень сжатия в результате чего его мощность упала до 140 л.с. Тем не менее до 1950 года ЗИС-110 являлся самым мощным автомобильным двигателем Советского Союза и утратил свое первенство только в 1950 году после появления грузовика ЯАЗ-210. Несмотря на дефорсировку, новый мотор потребовал применения высококачественных горюче-смазочных материалов. Так, для заправки машины запрещалось использовать бензин ниже марки А-74, а для смазки двигателя регламентировалось применять специальное моторное масло с моющей присадкой ЦИАТИМ-330 (ГОСТ 3829-47).

В салоне автомобиля ЗИЛ
Штатный ламповый радиоприемник ЗИС-110 обозначался как А-695 и имел пять диапазонов частот

К сожалению, помимо представительского седана и его вариаций ЗИС-110А, ЗИС-110Ш и ЗИС-115, широкого применения одноименный двигатель так и не получил. Все-таки это был достаточно сложный и дорогой в производстве мотор с ограниченной из-за своих габаритов и характеристик сферой применения. Его изготовление завершилось одновременно с моделью 110 в 1961 году.