История автомобилей McFarlan
04 ноября 2023Автомобильная марка McFarlan давно сгинула в небытие, как и многие другие, на заре становления автомобильной промышленности. А между тем выпускались под ней весьма выдающиеся автомобили — одни из лучших в мире…
Автомобили McFarlan
Автомобилестроительное предприятие, о котором пойдет речь, возникло в 1909 году. Оно появилось не на пустом месте, в начале всех начал была основанная в 1856 году ирландским иммигрантом Джоном Макфарланом компания McFarlan Carriage Company. Поначалу она специализировалась на производстве конных экипажей, но постепенно предприимчивый ирландец расширил поле своей деятельности, и к концу 1900-х годов прошлого века заделался респектабельным бизнесменом, во владении которого значились: собственный банк, огромный отель, вентиляторный завод и газотранспортная компания. Автомобильной техникой Джон Макфарлан не интересовался, а вот его внук Гарри самоходными экипажами сильно проникся и даже выучился на инженера. На дворе стоял 1909 год, молодая отрасль американской автоиндустрии развивалась весьма динамично и демонстрировала многообещающие перспективы, так что уговорить деда заняться производством автомобилей не составило особого труда. Вскоре в фамильной империи Макфарланов появилась новая звезда под названием McFarlan Motor Car Company.
С самого начала Гарри вознамерился занять наиболее прибыльную нишу в сегменте комфортабельных автомобилей стоимостью от 2000 долларов. Тогда в этой лиге «играли» такие авторитетные фирмы как Packard, Cadillac и Pierce-Arrow, так что задача выглядела не из простых. Для ее решения Макфарлан привлек все доступные ему ресурсы, и в 1909 году представил свой первый автомобиль с весьма совершенным 6-цилиндровым верхнеклапанным(!) мотором мощностью 40 л.с. Агрегат заказали на стороне у фирмы FA Brownell Motor Company, известной своими высококачественными судовыми и автотракторными двигателями, а вот шасси и кузов собрали самостоятельно.
Первый McFarlan Six превосходно выступил в 200-мильном заезде на выносливость в Индианаполисе в 1910 году. Там из двенадцати машин, участвовавших в этой изнурительной гонке, до финиша добралось лишь четыре, причем две из них носили эмблему McFarlan. Успешный гоночный дебют стал неплохой рекламой, и за первый год своего существования фирма собрала 25 автомобилей — по цене, как и предполагалось, в 2000 долларов (65000$ по современному курсу).
В 1911 году в производственной программе появились две крупные модели, а годом позднее на всех автомобилях марки стали устанавливать пневматический стартер. Позднее на основе штатной пневмосистемы планировали внедрить автоматическую трансмиссию с предварительным выбором передачи, но в 1914 году с появлением электрического стартера от этой идеи отказались. Вообще Макфарлан слыл большим любителем различных технических новинок и планомерно внедрял их в свою технику — так в 1913 году автомобили получили электрические фары Vesta, в 1916-м — многодисковую муфту сцепления, а в 1917-м — двухконтурную систему зажигания с двумя свечами на каждый цилиндр и магнето высокого напряжения от компании Bosch.
McFarlan TV Six
К производству собственного силового агрегата компания McFarlan приступила довольно поздно — в 1921 году. Зато какой это был мотор! Первый оригинальный двигатель McFarlan TV (Twin Valves) получил 6-цилиндровую рядную компоновку и головку блока с четырьмя клапанами и тремя свечами на цилиндр! При чудовищном рабочем объеме 9,3 л (9383 см3) он выдавал 120 л.с. — более мощного силового агрегата в то время не было ни у кого! В пару к мотору определили 3-ступенчатую механическую коробку передач с однодисковой муфтой сцепления. Данная силовая связка предназначалась для самой дорогой и престижной модели McFarlan TV Six с колесной базой 140 дюймов (3,56 м) и мощным рамным основанием. Занятно, что на тяжелый и мощный TV Six изначально ставили механические тормоза, и только в 1924 году им на смену пришли гидравлические тормозные механизмы от фирмы Lockheed.
В самой дешевой модификации McFarlan TV Six стоил 5,5 тысячи долларов. В варианте с заказным кузовом цена могла превысить 9, а то и 10 тысяч, еще тех, полновесных долларов. Разумеется позволить себе такой автомобиль мог далеко не каждый американский автолюбитель. Макфарланы покупали политики, крупные бизнесмены, мафиози, киноактеры и звезды эстрады. Из знатной публики 1920-х машинами этой марки владели: киноактер Уильям Тейлор, композитор Пол Уайтмен, боксер Джек Демпси, мафиозо Аль Капоне и др. Естественно, каждый из них заказывал машину индивидуальной работы, поэтому двух одинаковых автомобилей McFarlan не существовало в принципе.
Рецессия середины 1920-х и серьезно обострившаяся конкуренция больно ударили по компании. Гарри Макфарлан пытался снизить стоимость своих автомобилей — выпускал упрощенные версии SV без сдвоенных клапанов мощностью 75 л.с. Но все это не помогло. Если на пике своей деятельности в 1922 году фирма выпустила 235 автомобилей, то два года спустя продажи упали до 127 экземпляров в год. На фоне плохих новостей Гарри Макфарлан серьезно занемог, и управление компанией принял на себя его партнер Бартон Бэрроу. Но и тот продержался у руля совсем недолго — скоропостижно скончавшись от несчастного случая в 1928-м. Родственники семьи Макфарлан к управлению захиревшей компанией интереса не проявили, и продали ее по дешевке Эррету Корду, который в то время строил собственную автомобильную империю имени самого себя. Впрочем, об этом мы уже рассказывали в публикации про Cord 810.