НАМИ-0290 «Апельсин»: советский среднемоторный прототип

НАМИ-0290 «Апельсин»: советский среднемоторный прототип

01 ноября 2023 0 Автор autohs.ru

Советский автоспорт развивался по своему особому пути. Как следствие уровень отечественного автоспорта, зачастую не соответствовал общемировому. Тем не менее в нашей стране, силами энтузиастов и небольших конструкторских коллективов, строились весьма интересные спортивные автомобили. Взять тот же НАМИ-0290 Апельсин — оригинальный, среднемоторный, полноприводный спортпрототип созданный на агрегатах советских малолитражек.

НАМИ-0290

НАМИ-0290 Апельсин
НАМИ-0290 Апельсин

Разработка прототипа раллийного автомобиля НАМИ-0290 началась в 1988 году силами специалистов НАМИ. Работа велась в инициативном порядке и в планы ОКР института этот проект не входил. Первый и единственный прототип Апельсина (такое название автомобиль получил за ярко-оранжевую окраску) увидел свет в ноябре того же года. Это был компактный необычного вида двухдверный автомобиль с развитым аэродинамическим «обвесом» и огромным антикрылом в задней части машины. По внешнему виду НАМИ-0290 очень сильно напоминал французский Peugeot 205 Turbo 16 и исповедовал схожую с ним компоновочную концепцию с центральным расположением турбодвигателя и всеми ведущими колесами. В основу прототипа легла пространственная трубчатая рама, на которую навесили двери, крышу и рамку ветрового стекла от Таврии ЗАЗ-1102. Остальные кузовные детали выполнили из стеклопластика, а для удобства обслуживания передняя и задняя части кузова откидывались целиком — аналогично кузову Lada Samara EVA.

Пространственная рама спортивного автомобиля
Так выглядел силовой каркас Апельсина

Двигатель собрали на основе блока цилиндров мотора ВАЗ-2106. Агрегат расположили продольно маховиком вперед, сразу за сиденьями водителя и штурмана. Он получил доработанную 8-клапанную ГБЦ и турбонагнетатель с промежуточным охлаждением. Для мотора спроектировали два варианта системы питания: карбюраторную на основе карбюратора Solex (127 л.с.) и инжекторную на основе аппаратуры завода Ленкарз (140 л.с.). Впрочем, из-за низкой надежности, от отечественной системы впрыска вскоре пришлось отказаться.

НАМИ Апельсин
Кроме крыши и дверей от Таврии позаимствовали задние фонари

В парку к мотору спроектировали оригинальную двухвальную коробку передач на основе деталей коробки ВАЗ-2108. Взамен стандартного редуктора главной передачи был установлен новый раздаточный блок с межосевым дифференциалом, который передавал крутящий момент на переднюю и заднюю оси. Сами мосты были собраны на передних редукторах Нивы ВАЗ-2121 и оснащались самоблокирующимися дифференциалами. Подвески всех колес выполнили независимыми на основе стоек МакФерсон с регулировочными планшайбами, позволяющими менять характеристики по демпфированию и кинематике.

Яркая, но короткая судьба

НАМИ-0290 Апельсин
Все основные кузовные детали НАМИ-0290 были оригинальными и изготавливались из стеклопластика

Впервые в автокроссе НАМИ-0290 дебютировал в 1989 году и сходу завоевал первое место. Несмотря на относительно маломощный мотор, автомобиль разгонялся до 150 км/ч, что в реалиях советских автосоревнований считалось весьма достойным показателем. В дальнейшем Апельсин поучаствовал во множестве гонок и выставок, где неоднократно получал призы. Однако в международный спорт автомобиль так и не попал. В стране начались сложные времена и Научно-автомоторному институту стало не до гоночных программ, после чего в середине 1990-х уникальный НАМИ-0290 был утилизирован.