
Cadillac: полная история величайшей автомобильной марки
23 июня 202417 октября 1902 года на свет появился первый автомобиль марки Cadillac. С тех пор американская фирма превратилась в одну из самых престижных и авторитетных автокомпаний мира, подарив этому самому миру электрический стартер, первые V-образные двигатели на 8 и 16 цилиндров, синхронизированную коробку передач и множество других нововведений, без которых немыслимо само понятие современного автомобиля.
История Cadillac — ранние годы
История марки Cadillac началась задолго до ее появления, когда французский исследователь и по совместительству колонизатор Антуан Ломе де Ламот де Кадильяк основал город Детройт. Случилось это знаменательное событие в 1701 году, а спустя две сотни лет, другой не менее энергичный и смелый человек Генри Мартин Лиланд — основал собственную фирму Leland & Faulconer (L&F), которая со временем переродилась в компанию Cadillac. На своем небольшом предприятии Лиланд поначалу изготавливал зуборезные станки, оборудование для точных работ по металлу и различный механизированный инструмент, а затем завод L&F развернул производство паровых силовых установок и двигателей внутреннего сгорания. Вся продукция Лиланда отличалась высочайшим качеством и обладала чрезвычайно редким по тем временам свойством — была стандартизированной, то есть имела набор одинаковых взаимозаменяемых деталей.
В 1901 году к услугам L&F обратился молодой автомобильный фабрикант Рэнсом Олдс, который решил разместить на заводе Лиланда контрактное производство одноцилиндровых бензиновых моторов собственной конструкции. Представленный Олдсом образцовый мотор крайне впечатлил Лиланда… своей ужасной конструкцией и крайне низким качеством изготовления. Выпускать столь скверное поделие под авторитетной эмблемой L&F Лиланд не захотел и собственноручно модифицировал двигатель: установил новую систему газораспределения, увеличил диаметр цилиндра и как следует настроил систему зажигания. В результате отдача мотора увеличилась в три раза (с 3,7 до 10,4 л.с.), а число оборотов вала выросло вдвое до 900 об/мин! Он предложил усовершенствованный мотор Олдсу, но тот поблагодарив, отказался, сочтя новый силовой агрегат слишком дорогим и мощным для простых шасси Oldsmobile. Раздосадованный таким положением вещей Лиланд озаботился поиском новых партнеров и вскоре ему на глаза попалась терпящая крах фирма Detroit Automobile Company.
Первый автомобиль Cadillac
В ней ранее трудился главным инженером сам Генри Форд, но поругавшись с владельцами, он фирму покинул, и руководители решили бизнес свернуть, а имущество распродать. Тогда Лиланд предложил организовать совместное предприятие между Detroit Automobile Company и Leland & Faulconer, а в качестве названия взять фамилию основателя Детройта Антуана Кадильяка. Так в августе 1902 года была образована фирма Cadillac Automobile Company.
Первый автомобиль Cadillac покинул ворота вновь образованного предприятия 17 октября 1902 года. Это был небольшой двух- или четырехместный автомобиль с одноцилиндровым мотором, рессорной подвеской, цепной главной передачей, карбидными фарами и пневматическими колесами размерностью 28″. Cadillac Model A был представлен в январе 1903 года на автосалоне в Нью-Йорке и привлек большое внимание публики своим высоким качеством изготовления. В марте того же года началось серийное производство первого Кадиллака, а годом позднее был изготовлен его 1895-й экземпляр. Производство двигателей, деталей трансмиссии и рулевых механизмов проходило на заводе L&F, а сборка рамы и кузова осуществлялась на бывшей фабрике DAC.
Standard of the world
Дела шли прекрасно и вскоре акционеры компании Cadillac приняли единогласное решение — назначить Генри Лиланда генеральным директором предприятия, а вслед за этим произошло слияние Leland & Faulconer и Cadillac. Следующая по счету модель серии B появилась в 1904 году и получила усиленную раму и новую переднюю подвеску с единственной поперечной рессорой. Эта подвеска получилась настолько удачной, что продержалась в американском автомобилестроении аж до 1948 года!
В 1905 году модельный ряд Кадиллак значительно вырос. Взамен серии B на производство поступили сразу две машины: двухместная модель F и четырехместные модификации E и C. На этих машинах была применена прогрессивная передняя подвеска с трубчатой дугообразной, выгнутой кверху балкой. Кроме того, впервые в практике Cadillac началась мелкосерийная сборка большой и престижной модели серии D с 4-цилиндровым 30-сильным мотором, многодисковым сцеплением и карданной передачей, взамен прежней цепи. Стоил по тем временам автомобиль изрядно — 2080 долларов, на 1130 долларов дороже, чем базовая серия E.
В 1908 году на гербе Кадиллак появился знаменитый слоган «Мировой эталон» (Standard of the world). Родился он не на пустом месте, а после мероприятия в ходе которого механики демонстративно разобрали три одинаковых Кадиллака, а затем перетасовав их компоненты — собрали заново. Далее все машины успешно преодолели 500-мильный автопробег, наглядно продемонстрировав высокую надежность и непревзойденную точность изготовления всех деталей Cadillac. Сейчас это кажется несущественным, но в те времена практически все машины изготавливались вручную и все их части были не взаимозаменяемы!
К концу первого десятилетия существования фирмы на производстве находилось более пяти моделей, в том числе и роскошные лимузины Cadillac H и L с внутренней отделкой из атласа и роскошной кожи. Слава компании Кадиллак гремела по всей Америке, и несмотря на образовавшийся элитарный статус, компания вошла в десятку самых успешных в США автопроизводителей.
Слияние с General Motors
Успехи Cadillac заинтересовали Уильяма Дюранта — бывшего владельца экипажной мастерской, а к концу 1910-х респектабельного владельца мелких автомобильных фирм и двух крупных автомобильных заводов Buick и Oldsmobile. Из них он образовал пока еще малоизвестную и не слишком мощную корпорацию General Motors. Дюрант справедливо полагал, что Cadillac станет отличным приобретением, и за счет стандартов, так успешно применяемых Лиландом, можно значительно повысить качество всех выпускаемых автомобилей GM. Кроме того, «короне» Дюранта не хватало главного и самого яркого бриллианта, способного осветить всю корпорацию General Motors.
Бриллиант этот оказался воистину дорогим. После долгих переговоров Дюранту удалось наконец приобрести в 1909 году контрольный пакет компании Кадиллак за огромную по тем временам сумму в 5,6 млн долларов (около 180 млн по современному курсу).
Первый электростартер и двигатель V8
С самого момента своего основания, марка Cadillac находилась на острие технического прогресса: закрытый кузов, сбалансированный коленчатый вал и, наконец, электрический стартер — все эти новинки впервые появились на машинах с эмблемами Кадиллак. Изобретение последнего произошло по причине несчастного случая, в ходе которого близкий друг Генри Лиланда скончался от удара по голове выскочившей заводной рукояткой. В 1912 году электростартер стал стандартным оборудованием всех автомобилей фирмы, из-за чего их стоимость разом увеличилась на 150 долларов. Применение столь полезного устройства невозможно было переоценить — авторитет компании вознесся на небывалую высоту, а слава ее прогремела далеко за пределами США.
Два года спустя на Кадиллаки начали устанавливать двухскоростные задние мосты и электрические фары, а в 1915-м началось производство Cadillac Model 51 с двигателем V8. В мире это был не первый такой автомобиль — за пять лет до этого французская фирма De Dion-Bouton наладила производство машины, оборудованной V-образной «восьмеркой». В 1912 году этот De Dion попал в руки Лиланду, после чего тот был тщательнейшим образом испытан, разобран и изучен. На поверку французский V8 оказался очень плох. Он был низкооборотистым и «вялым», имел сложную и ненадежную систему газораспределения, высокий расход топлива и отвратительную ремонтопригодность.
В общем, инженеры Cadillac сумели сотворить куда более совершенный мотор. При рабочем объеме 5,1 л он выдавал 70 л.с. или 13,6 л.с. с литра объема, на 5 л.с. больше, чем у мотора Де Дион. По сути, кадиллаковский V8 был создан из двух рядных «четверок», приставленных друг к другу под прямым углом. Мотор этот, как и большинство изделий компании Cadillac, был великолепно собран и очень надежен.
Первый в мире V16
К тому времени Генри Лиланду шел уже восьмой десяток, но, несмотря на почтенный возраст, он был все так же активен. После начала Первой мировой Лиланд решил покинуть Cadillac и основать собственное предприятие по производству авиамоторов. Самой фирме также подкинули военных заказов, и, помимо штабных машин, на Кадиллаке выпускали прожекторные установки и оборудование для аэростатов. Параллельно шла работа по модернизации базового двигателя V8. В 1916 году его мощность подняли до 79 л.с., а в 1924-м на производство поступил новый 8-цилиндровый агрегат. Его центральной особенностью стал сбалансированный в двух взаимоперпендикулярных плоскостях коленчатый вал. Он дал заметный прирост мощности (82 л.с.), но главное — сделал работу двигателя намного тише и плавнее.
В то же самое время на производство поступила еще одна важная техническая новинка — синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, однако главное событие в довоенной истории Cadillac состоялось в 1930 году, когда неожиданно для всех фирма выпустила первый в мире автомобиль с двигателем V16! Строго говоря, создавать такой агрегат серьезной необходимости не просматривалось, ибо спрос на представительские Кадиллаки, несмотря на кризисные явления в экономике, и так оставался устойчивым. Тем не менее стремление превзойти всех конкурентов и навсегда закрепить статус флагмана американского автомобилестроения пересилило холодную логику, и такой мотор появился. При рабочем объеме в 7,4 л он выдавал 165 л.с. и отличался фантастически тихой и сбалансированной работой. Недаром Cadillac V16 оказался в почете у политиков и верхнего ряда бизнесменов, ценивших прежде всего комфорт плавного передвижения — автоматических КПП тогда еще не изобрели, а новый «Кэдди» мог трогаться и степенно передвигаться на любой из трех своих передач.
Отпускная цена на «суперкадиллак» вышла соответствующей. Первый 16-цилиндровый автомобиль стоил никак не менее 5,3 тыс. долларов, а в самом лучшем исполнении с заказным кузовом ручной работы цена могла легко превысить 10 тыс. За эти деньги тогда можно было прикупить неплохой дом, но все равно для Cadillac серия V16 была убыточной — выпускалась вплоть до начала Второй мировой и исключительно для «демонстрации флага».
Cadillac во Второй мировой войне
Во Вторую мировую войну Кадиллак вступил с завидным разнообразием модельного ряда, который насчитывал шесть серий и три типоразмера колесной базы. Были там и стильные седан-кабриолеты, и огромные лимузины, и машины с модным покатым верхом. В техническом отношении они были практически идентичны и оснащались хорошо знакомым по прошлым моделям двигателем V8. В 1941 году в трансмиссию всех современных моделей Кадиллак была впервые введена автоматическая 4-ступенчатая коробка передач Hydramatic, которая впоследствии стала визитной карточкой всех автомобилей GM. Кроме того, на Кадиллаках наконец-то серийно начали устанавливать кондиционер, догнав по этому параметру знаменитую марку Packard.
В феврале 1942 года фирма Cadillac, как и вся американская автомобильная промышленность, прекратила производство цивильной техники и переключилась на выпуск военной продукции. На детройтских заводах компании довольно скоро организовали изготовление легких танков M5 Stuart и M24 Chaffee, оборудованных слегка переделанными двигателями V8, сработанные в паре с «автоматами» Hydramatic. Кроме того, квалификация персонала и наличие современного оборудования позволили наладить на Кадиллаке производство сложнейших деталей к авиационным двигателям Allison, которые устанавливались на знаменитые истребители P-39 Airacobra, P-63 Kingcobra и P-38 Lightning. Всего в годы войны на заводах компании было выпущено 10,5 тыс. танков и 12,8 тыс. двигателей V8.
Новое время
Производство гражданской продукции на Кадиллаке восстановили в октябре 1945 года. Совершенно естественно, что это были устаревшие предвоенные машины. Более того, из-за дефицита некоторых материалов (хрома, каучука и т.д.) первое время эти машины имели упрощенную отделку и ухудшенную комплектацию. Так продолжалось целых два модельных сезона, пока в 1947 году фирма Cadillac, одна из первых среди американских автопроизводителей, не представила совершенно новую серию автомобилей с невиданным ранее «аэрокосмическим» дизайном. Все они получили сначала небольшие, а затем все более крупные хвостовые кили, явно отсылающие к началу новой реактивной эры. Публикой все эти нововведения были встречены с восторгом, и вскоре заостренные кверху «плавники» появились на всех американских и некоторых европейских автомобилях!
Апогеем этой моды стали роскошные Кадиллаки 1959 модельного года, щеголявшие самыми большими хвостовыми плавниками, сдобренной хромом решеткой радиатора, новейшей 4-фарной головной оптикой и огромным ветровым стеклом с панорамным обзором. Конец 1950-х также отметился появлением небывалой по оснащению и самой роскошной модели Cadillac Eldorado Brougham, которая оборудовалась самовыравнивающейся пневматической подвеской(!), мощнейшим 325-сильным мотором V8 и великолепным салоном со всевозможными электроприводами и дорогими аксессуарами.
К началу 1960-х компания Cadillac занимала верхнюю ступень в американской, да и, пожалуй, во всей мировой автомобильной индустрии. В то время она производила больше престижных машин, чем ближайшие конкуренты Lincoln и Chrysler Imperial вместе взятые. Некогда великий Packard уже отправился на свалку истории, немецкий Mercedes-Benz еще не набрал силу, а заокеанский Rolls-Royce имел штучный производственный тираж. Казалось, ничто не может поколебать позиции Cadillac, но это была лишь иллюзия.
Застой и упадок
Шестидесятые годы еще только начинались, но уже всем стало понятно, что большинство покупателей уже устали от ярких форм «детройтского барокко». В результате хвостовые кили во всех новых моделях Кадиллак становились все меньше, пока окончательно не исчезли в 1965 году. Вскоре состоялось еще одно знаменательное событие — появился первый в истории Cadillac с приводом на передние колеса. Переднеприводный Cadillac Eldorado появился не на пустом месте. Его предтечей стал Oldsmobil Toronado — роскошное купе только-только зарождавшегося класса Personal Luxury. Машина эта была для американцев настолько непривычной, что почти провалилась в продажах. Тем не менее, спустя два года после ее дебюта, перед покупателями предстал переднеприводный Кадиллак.
Создан он был на той же платформе, что Toronado, а значит, имел так называемый комбинированный силовой блок, иначе говоря, двигатель, скомпонованный в едином блоке с автоматической коробкой передач. Причем крутящий момент к последней передавался посредством цепной передачи! Eldorado имел все те же подвески, тормоза и двигатель мощностью 375 л.с., но не имел ни единой общей кузовной детали с младшей по статусу моделью Toronado. В рекламной компании производитель никак не подчеркивал переднеприводную сущность машины, а делал упор на яркую и безопасную управляемость и традиционно высокий уровень комфорта. На удивление, столь необычный Кадиллак традиционной клиентуре очень понравился, и уже в первый год производственный тираж составил 18 тыс. машин — втрое больше заднеприводного предшественника!
В своей изначальной форме переднеприводный Cadillac Eldorado просуществовал до 1970 года, но модель второго поколения получила совершенно иные, более строгие и прямолинейные формы, которые закрепились за всеми машинами марки на долгие годы вперед. В начале 1970-х оформилась еще одна, казалось бы, невозможная доселе тенденция: Кадиллаки начали постепенно уменьшаться в размерах! Дело в том, что во все времена в Америке считалось, что чем больше автомобиль, тем он престижнее. Однако по мере появления импортных люксовых машин вкусы у американской публики (в особенности у молодой ее части) начали постепенно меняться, и спросом стали пользоваться довольно компактные (по местным меркам) европейские машины.
Первый «маленький» Cadillac под названием Seville появился в 1976 году. По габаритам он полностью соответствовал текущему Mercedes-Benz S-класса, по уровню оснащения тоже, однако внешне это был типичный «коробчатый» Кадиллак. Вскоре в размерах ужались и другие модели марки, и даже 7-местный лимузин серии 75 утратил свои позиции. Все эти тенденции традиционной и возрастной клиентуре пришлись не по вкусу, но настоящий удар по репутации Кадиллак был нанесен с выходом еще более компактной модели Cadillac Cimarron, созданной на основе простой 4-цилиндровой малолитражки Opel Ascona.
Не все ладно было ладно и в большом семействе. Новые нормы расхода топлива введенные после топливного кризиса 1973 года, заставили Кадиллак пойти на крайне непопулярные меры, и ввести в обиход дизельные силовые установки, а также значительно снизить мощность всех своих бензиновых моторов. Кроме того в ужасной спешке в производство был запущен совершенно уникальный мотор Cadillac V8-6-4, у которого в зависимости от нагрузки автоматически отключались два или четыре цилиндра. Мотор этот оказался крайне сырым и ненадежным, и серьезно уронил авторитет компании Cadillac.
В итоге к началу 1980-х самый престижный американский автопроизводитель потерял 29% рынка, в результате чего фирма серьезным образом решила пересмотреть свой модельный ряд… в сторону очередного уменьшения размеров! Вскоре полноразмерные Deville и Fleetwood перестали быть таковыми, и вдобавок обрели все еще диковинную для американцев переднеприводную трансмиссию. Честь настоящих Кадиллаков остался отстаивать лишь крупный заднеприводный седан Fleetwood Brougham (позднее просто Brougham), да и тот покинул производственную программу в 1996 году, войдя в историю как последний полноразмерный (full-size) Cadillac.
Современная история Cadillac
Все 1990-е годы шел сложный и кропотливый процесс по возвращению утраченных после многочисленных экономических пертурбаций высоких позиций. В 1992 году фирма представила новую гамму 8-цилиндровых бензиновых двигателей Northstar. Это были весьма эффективные и экономичные агрегаты с двухвальными головками, алюминиевыми блоками и инжекторной системой питания. В зависимости от исполнения двигатель выдавал от 215 до 300 л.с. и стал отличным дополнением к хорошо знакомой переднеприводной платформе K-body.
Двигатель Northstar стал предтечей других передовых технологий. В середине 1990-х Кадиллаки обзавелись адаптивной самовыравнивающейся подвеской, боковыми подушками безопасности, системой стабилизации StabiliTrak, продвинутой противоугонной системой TheftLock и другими модными опциями. Они отчасти помогли восстановить поникшую славу компании и благотворно повлияли на популярность марки.
Впрочем, случались и промахи. В 1997-м фирма вновь прошлась по кривой дорожке проторенной моделью Cimarron, и представила Cadillac Catera — слегка перелицованный немецкий седан Opel Omega B. Рынок отреагировал весьма прохладно, и спустя 4 года машину сняли с производства, не добившись и 100 тыс. проданных экземпляров. В 1999 году наступил переломный момент в истории Cadillac — фирма запустила в продажу свой первый внедорожник под названием Escalade. Конструктивно он полностью соответствовал более дешевому GMC Yukon Denali, поэтому ожидаемого успеха компании не принес. В том же году был представлен концепт Cadillac Evoq, который открыл новую веху в дизайне — отныне все последующие Кадиллаки получили рубленые внешние формы, сетчатую решетку радиатора и вертикальные приборы головного света.
Однако несмотря на все вышеозначенные меры, былой высокий авторитет марки восстановить так и не удалось. В связи с этим, в 2000 году руководство GM приняло стратегическое решение — вновь вернуться к заднеприводной компоновке. Первым автомобилем в «новой старой» парадигме стал Cadillac CTS с двигателем V6 мощностью 180-250 л.с. За ним последовали люксовые модели DTS и STS, а в 2004 году на сцену вышел спортивный Cadillac CTS-V с мощнейшим 400-сильным V8 от Chevrolet Corvette.
Новые меры дали хороший результат, но они стали только первым этапом на пути к возвращению в высшую лигу производителей самых престижных и передовых в мире автомобилей. Сегодня Cadillac реализует по 150 тыс. автомобилей в год, а в ее производственной линейке находится 13 моделей, 4 из которых электрические. Удастся ли Кадиллаку вновь стать лидером престижного класса, покажет время, но компания определенно на верном пути!