Cadillac: полная история величайшей автомобильной марки

Cadillac: полная история величайшей автомобильной марки

23 июня 2024 Выкл. Автор autohs.ru

17 октября 1902 года на свет появился первый автомобиль марки Cadillac. С тех пор американская фирма превратилась в одну из самых престижных и авторитетных автокомпаний мира, подарив этому самому миру электрический стартер, первые V-образные двигатели на 8 и 16 цилиндров, синхронизированную коробку передач и множество других нововведений, без которых немыслимо само понятие современного автомобиля.

История Cadillac — ранние годы

Leland & Faulcone
Завод Leland & Faulcone считался одним из лучших в США по изготовлению деталей среднего машиностроения

История марки Cadillac началась задолго до ее появления, когда французский исследователь и по совместительству колонизатор Антуан Ломе де Ламот де Кадильяк основал город Детройт. Случилось это знаменательное событие в 1701 году, а спустя две сотни лет, другой не менее энергичный и смелый человек Генри Мартин Лиланд — основал собственную фирму Leland & Faulconer (L&F), которая со временем переродилась в компанию Cadillac. На своем небольшом предприятии Лиланд поначалу изготавливал зуборезные станки, оборудование для точных работ по металлу и различный механизированный инструмент, а затем завод L&F развернул производство паровых силовых установок и двигателей внутреннего сгорания. Вся продукция Лиланда отличалась высочайшим качеством и обладала чрезвычайно редким по тем временам свойством — была стандартизированной, то есть имела набор одинаковых взаимозаменяемых деталей.

Генри Мартин Лиланд
Генри Мартин Лиланд был человеком крайне деятельным и, помимо Cadillac, приложил руку к созданию марки Lincoln

В 1901 году к услугам L&F обратился молодой автомобильный фабрикант Рэнсом Олдс, который решил разместить на заводе Лиланда контрактное производство одноцилиндровых бензиновых моторов собственной конструкции. Представленный Олдсом образцовый мотор крайне впечатлил Лиланда… своей ужасной конструкцией и крайне низким качеством изготовления. Выпускать столь скверное поделие под авторитетной эмблемой L&F Лиланд не захотел и собственноручно модифицировал двигатель: установил новую систему газораспределения, увеличил диаметр цилиндра и как следует настроил систему зажигания. В результате отдача мотора увеличилась в три раза (с 3,7 до 10,4 л.с.), а число оборотов вала выросло вдвое до 900 об/мин! Он предложил усовершенствованный мотор Олдсу, но тот поблагодарив, отказался, сочтя новый силовой агрегат слишком дорогим и мощным для простых шасси Oldsmobile. Раздосадованный таким положением вещей Лиланд озаботился поиском новых партнеров и вскоре ему на глаза попалась терпящая крах фирма Detroit Automobile Company.

Первый автомобиль Cadillac

Cadillac Model A
Первый автомобиль Cadillac стоил 750 долларов

В ней ранее трудился главным инженером сам Генри Форд, но поругавшись с владельцами, он фирму покинул, и руководители решили бизнес свернуть, а имущество распродать. Тогда Лиланд предложил организовать совместное предприятие между Detroit Automobile Company и Leland & Faulconer, а в качестве названия взять фамилию основателя Детройта Антуана Кадильяка. Так в августе 1902 года была образована фирма Cadillac Automobile Company.

Первый автомобиль Cadillac покинул ворота вновь образованного предприятия 17 октября 1902 года. Это был небольшой двух- или четырехместный автомобиль с одноцилиндровым мотором, рессорной подвеской, цепной главной передачей, карбидными фарами и пневматическими колесами размерностью 28″. Cadillac Model A был представлен в январе 1903 года на автосалоне в Нью-Йорке и привлек большое внимание публики своим высоким качеством изготовления. В марте того же года началось серийное производство первого Кадиллака, а годом позднее был изготовлен его 1895-й экземпляр. Производство двигателей, деталей трансмиссии и рулевых механизмов проходило на заводе L&F, а сборка рамы и кузова осуществлялась на бывшей фабрике DAC.

Standard of the world

cadillac standard of the world
Это три автомобиля наглядно продемонстрировали стандартизацию и высокое качество изготовления деталей компанией Кадиллак, после чего она сама себя провозгласила «Мировым эталоном» Standard of the world

Дела шли прекрасно и вскоре акционеры компании Cadillac приняли единогласное решение — назначить Генри Лиланда генеральным директором предприятия, а вслед за этим произошло слияние Leland & Faulconer и Cadillac. Следующая по счету модель серии B появилась в 1904 году и получила усиленную раму и новую переднюю подвеску с единственной поперечной рессорой. Эта подвеска получилась настолько удачной, что продержалась в американском автомобилестроении аж до 1948 года!

В 1905 году модельный ряд Кадиллак значительно вырос. Взамен серии B на производство поступили сразу две машины: двухместная модель F и четырехместные модификации E и C. На этих машинах была применена прогрессивная передняя подвеска с трубчатой дугообразной, выгнутой кверху балкой. Кроме того, впервые в практике Cadillac началась мелкосерийная сборка большой и престижной модели серии D с 4-цилиндровым 30-сильным мотором, многодисковым сцеплением и карданной передачей, взамен прежней цепи. Стоил по тем временам автомобиль изрядно — 2080 долларов, на 1130 долларов дороже, чем базовая серия E.

Cadillac Model D
В 1905 году на производство поступил первый 4-цилиндровый Cadillac Model D

В 1908 году на гербе Кадиллак появился знаменитый слоган «Мировой эталон» (Standard of the world). Родился он не на пустом месте, а после мероприятия в ходе которого механики демонстративно разобрали три одинаковых Кадиллака, а затем перетасовав их компоненты — собрали заново. Далее все машины успешно преодолели 500-мильный автопробег, наглядно продемонстрировав высокую надежность и непревзойденную точность изготовления всех деталей Cadillac. Сейчас это кажется несущественным, но в те времена практически все машины изготавливались вручную и все их части были не взаимозаменяемы!

К концу первого десятилетия существования фирмы на производстве находилось более пяти моделей, в том числе и роскошные лимузины Cadillac H и L с внутренней отделкой из атласа и роскошной кожи. Слава компании Кадиллак гремела по всей Америке, и несмотря на образовавшийся элитарный статус, компания вошла в десятку самых успешных в США автопроизводителей.

Слияние с General Motors

История Cadillac
Как видно из рекламной брошюры, стоили в 1909 году Кадиллаки совсем недешево

Успехи Cadillac заинтересовали Уильяма Дюранта — бывшего владельца экипажной мастерской, а к концу 1910-х респектабельного владельца мелких автомобильных фирм и двух крупных автомобильных заводов Buick и Oldsmobile. Из них он образовал пока еще малоизвестную и не слишком мощную корпорацию General Motors. Дюрант справедливо полагал, что Cadillac станет отличным приобретением, и за счет стандартов, так успешно применяемых Лиландом, можно значительно повысить качество всех выпускаемых автомобилей GM. Кроме того, «короне» Дюранта не хватало главного и самого яркого бриллианта, способного осветить всю корпорацию General Motors.

Бриллиант этот оказался воистину дорогим. После долгих переговоров Дюранту удалось наконец приобрести в 1909 году контрольный пакет компании Кадиллак за огромную по тем временам сумму в 5,6 млн долларов (около 180 млн по современному курсу).

Первый электростартер и двигатель V8

История фирмы Кадиллак
Дебют Model 51 состоялся одновременно с началом Первой мировой, поэтому неудивительно, что вскоре автомобили Кадиллак оказались на передовой

С самого момента своего основания, марка Cadillac находилась на острие технического прогресса: закрытый кузов, сбалансированный коленчатый вал и, наконец, электрический стартер — все эти новинки впервые появились на машинах с эмблемами Кадиллак. Изобретение последнего произошло по причине несчастного случая, в ходе которого близкий друг Генри Лиланда скончался от удара по голове выскочившей заводной рукояткой. В 1912 году электростартер стал стандартным оборудованием всех автомобилей фирмы, из-за чего их стоимость разом увеличилась на 150 долларов. Применение столь полезного устройства невозможно было переоценить, а авторитет компании вознесся на небывалую высоту, а слава ее прогремела далеко за пределами США.

Два года спустя на Кадиллаки начали устанавливать двухскоростные задние мосты и электрические фары, а в 1915-м началось производство Cadillac Model 51 с двигателем V8. В мире это был не первый такой автомобиль — за пять лет до этого французская фирма De Dion-Bouton наладила производство машины, оборудованной V-образной «восьмеркой». В 1912 году этот De Dion попал в руки Лиланду, после чего тщательнейшим образом испытан, разобран и изучен. На поверку французский V8 оказался очень плох. Он был низкооборотистым и вялым, имел сложную и ненадежную систему газораспределения, высокий расход топлива и отвратительную ремонтопригодность.

GM EngineV8 L-head
Первый кадиллаковский V8 выдавал 70 л.с. и выпускался до 1927 года

В общем инженеры Cadillac сумели сотворить куда более совершенный мотор. При рабочем объеме 5,1 л он выдавал 70 л.с. или 13,6 л.с. с литра объема, на 5 л.с. больше, чем у мотора Де Дион. По сути, кадиллаковский V8 был создан из двух рядных «четверок», приставленных друг другу под прямым углом. Мотор этот, как и большинство изделий компании Cadillac, был великолепно собран и очень надежен.

Первый в мире V16

Cadillac V16 1930
Cadillac V16 — первый в мире автомобиль с 16-цилиндровым мотором

К тому времени Генри Лиланду шел уже восьмой десяток, но несмотря на почтенный возраст, он был все так же активен. После начала Первой мировой Лиланд решил покинуть Cadillac и основать собственное предприятие по производству авиамоторов. Самой фирме также подкинули военных заказов, и, помимо штабных машин, на Кадиллаке выпускали прожекторные установки и оборудование для аэростатов. Параллельно шла работа по модернизации базового двигателя V8. В 1916 году его мощность подняли до 79 л.с., а в 1924-м на производство поступил новый 8-цилиндровый агрегат. Его центральной особенностью стал сбалансированный в двух взаимоперпендикулярных плоскостях коленчатый вал. Он дал заметный прирост мощности (82 л.с.), но главное сделал работу двигателя намного тише и плавнее.

В то же самое время на производство поступила еще одна важная техническая новинка — синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, однако главное событие в довоенной истории Cadillac состоялось в 1930 году, когда неожиданно для всех фирма выпустила первый в мире автомобиль с двигателем V16! Строго говоря создавать такой агрегат серьезной необходимости не просматривалось, ибо спрос на представительские Кадиллаки, несмотря на кризисные явления в экономике, и так оставался устойчивым. Тем не менее стремление превзойти всех конкурентов и навсегда закрепить статус флагмана американского автомобилестроения пересилило холодную логику, и такой мотор появился. При рабочем объеме в 7,4 л он выдавал 165 л.с. и отличался фантастически тихой и сбалансированной работой. Недаром Cadillac V16 оказался в почете у политиков и верхнего ряда бизнесменов, ценивших прежде всего комфорт плавного передвижения — автоматических КПП тогда еще не изобрели, а новый «Кэдди» мог трогаться и степенно передвигаться на любой из трех своих передач.

Cadillac V16 452
Двигатель V16 вывел компанию на вершину автомобильного олимпа и открыл золотую эпоху в истории Cadillac

Отпускная цена на «суперкадиллак» вышла соответствующей. Первый 16-цилиндровый автомобиль стоил никак не менее 5,3 тыс. долларов, а в самом лучшем исполнении с заказным кузовом ручной работы цена могла легко превысить 10 тыс. За эти деньги тогда можно было прикупить неплохой дом, но все равно для Cadillac серия V16 была убыточной — выпускалась вплоть до начала Второй мировой и исключительно для «демонстрации флага».

Cadillac во Второй мировой войне

American Automobile Industry in World War Two
В годы войны американские легкие танки оборудовались моторами и автоматическими трансмимиссиями Cadillac

Во Вторую мировую войну Кадиллак вступил с завидным разнообразием модельного ряда, который насчитывал шесть серий и три типоразмера колесной базы. Были там и стильные седан-кабриолеты, и огромные лимузины, и машины с модным покатым верхом. В техническом отношении они были практически идентичны и оснащались хорошо знакомым по прошлым моделям двигателем V8. В 1941 году в трансмиссию всех современных моделей Кадиллак была впервые введена автоматическая 4-ступенчатая коробка передач Hydramatic, которая впоследствии стала визитной карточкой всех автомобилей GM. Кроме того на Кадиллаках наконец-то серийно начали устанавливать кондиционер, догнав по этому параметру знаменитую марку Packard.

В феврале 1942 года фирма Cadillac, как и вся американская автомобильная промышленность, прекратила производство цивильной техники и переключилась на выпуск военной продукции. На детройтских заводах компании довольно скоро организовали изготовление легких танков M5 Stuart и M24 Chaffee оборудованных слегка переделанными двигателями V8 сработанные в паре с «автоматами» Hydramatic. Кроме того квалификация персонала и наличие современного оборудования, позволили наладить на Кадиллаке производство сложнейших деталей к авиационным двигателям Allison, которые устанавливались на знаменитые истребители P-39 Airacobra, P-63 Kingcobra и P-38 Lightning. Всего в годы войны на заводах компании было выпущено 10,5 тыс. танков и 12,8 тыс. двигателей V8.

Новое время

История Cadillac
В 1947 году на машинах Кадиллак появились небольшие хвостовые «плавнички», так началась эпоха «детройтского барокко»

Производство гражданской продукции на Кадиллаке восстановили в октябре 1945 года. Совершенно естественно, что это были устаревшие предвоенные машины. Более того из-за дефицита некоторых материалов (хрома, каучука и т.д.) первое время эти машины имели упрощенную отделку и ухудшенную комплектацию. Так продолжалось целых два модельных сезона, пока в 1947 году фирма Cadillac, одна из первых среди американских автопроизводителей, не представила совершенно новую серию автомобилей с невиданным ранее «аэрокосмическим» дизайном. Все они получили сначала небольшие, а затем все более крупные хвостовые кили, явно отсылающие к началу новой реактивной эры. Публикой все эти нововведения были встречены с восторгом, и вскоре заостренные кверху «плавники» появились на всех американских и некоторых европейских автомобилях!

Cadillac 1959
Самые роскошные плавники появились на машинах 1959 модельного года, но затем эта мода пошла на спад

Апогеем этой моды стали роскошные Кадиллаки 1959 модельного года щеголявшие самыми большими хвостовыми плавниками, сдобренной хромом решеткой радиатора, новейшей 4-фарной головной оптикой и огромным ветровым стеклом с панорамным обзором. Конец 1950-х также отметился появлением небывалой по оснащению и самой роскошной модели Cadillac Eldorado Brougham, которая оборудовалась самовыравнивающейся пневматической подвеской(!), мощнейшим 325-сильным мотором V8 и великолепным салоном со всевозможными электроприводами и дорогими аксессуарами.

Cadillac Eldorado Brougham 1957
На момент своего появления Eldorado Brougham был самым передовым серийным автомобилем в мире

К началу 1960-х компания Cadillac занимала верхнюю ступень в американской, да и пожалуй во всей мировой автомобильной индустрии. В то время она производила больше престижных машин, чем ближайшие конкуренты Lincoln и Chrysler Imperial вместе взятые. Некогда великий Packard уже отправился на свалку истории, немецкий Mercedes-Benz еще не набрал силу, а заокеанский Rolls-Royce имел штучный производственный тираж. Казалось, ничто не может поколебать позиции Cadillac, но это была лишь иллюзия.

Застой и упадок

Cadillac Fleetwood Eldorado
Fleetwood Eldorado стал первым переднеприводным автомобилем в истории Кадиллак и, на удивление, встречен публикой весьма благоприятно

Шестидесятые годы еще только начинались, но уже всем стало понятно, что большинство покупателей уже устали от ярких форм «детройтского барокко». В результате хвостовые кили во всех новых моделях Кадиллак становились все меньше, пока окончательно не исчезли в 1965 году. Вскоре состоялось еще одно знаменательное событие — появился первый в истории Cadillac с приводом на передние колеса. Переднеприводный Cadillac Eldorado появился не на пустом месте. Его предтечей стал Oldsmobil Toronado — роскошное купе только-только зарождавшегося класса Personal Luxury. Машина эта была для американцев настолько непривычной, что почти провалилась в продажах. Тем не менее, спустя два года после ее дебюта, перед покупателями предстал переднеприводный Кадиллак.

Создан он был на той же платформе, что Toronado, а значит, имел так называемый комбинированный силовой блок, иначе говоря двигатель скомпонованный в едином блоке с автоматической коробкой передач. Причем крутящий момент к последней передавался посредством цепной передачи! Eldorado имел все те же подвески, тормоза и двигатель мощностью 375 л.с., но не имел ни единой общей кузовной детали с младшей по статусу моделью Toronado. В рекламной компании производитель никак не подчеркивал переднеприводную сущность машины, а делал упор на яркую и безопасную управляемость и традиционно высокий уровень комфорта. На удивление, столь необычный Кадиллак традиционной клиентуре очень понравился, и уже в первый год производственный тираж составил 18 тыс. машин — втрое больше заднеприводного предшественника!

Переднеприводный автомобиль с продольно расположенным двигателем
Конструктивно переднеприводный Cadillac Eldorado полностью повторял Oldsmobil Toronado

В своей изначальной форме переднеприводный Cadillac Eldorado просуществовал до 1970 года, но модель второго поколения получила совершенно иные, более строгие и прямолинейные формы, которые закрепились за всеми машинами марки на долгие годы вперед. В начале 1970-х оформилась еще одна, казалось бы, невозможная доселе тенденция: Кадиллаки начали постепенно уменьшаться в размерах! Дело в том, что во все времена в Америке считалось, что чем больше автомобиль, тем он престижнее. Однако по мере появления импортных люксовых машин вкусы у американской публики (в особенности у молодой ее части) начали постепенно меняться, и спросом стали пользоваться довольно компактные (по местным меркам) европейские машины.

Первый «маленький» Cadillac под названием Seville появился в 1976 году. По габаритам он полностью соответствовал текущему Mercedes-Benz S-класса, по уровню оснащения тоже, однако внешне это был типичный «коробчатый» Кадиллак. Вскоре в размерах ужались и другие модели марки и даже 7-местный лимузин серии 75 утратил свои позиции. Все эти тенденции традиционной и возрастной клиентуре пришлись не по вкусу, но настоящий удар по репутации Кадиллак был нанесен с выходом еще более компактной модели Cadillac Cimarron, созданной на основе простой 4-цилиндровой малолитражки Opel Ascona.

Лучшие американские автомобили
Первый «маленький» Cadillac Seville появился в 1976 году и предтечей дальнейшей миниатюризации американских машин

Не все ладно было ладно и в большом семействе. Новые нормы расхода топлива введенные после топливного кризиса 1973 года, заставили Кадиллак пойти на крайне непопулярные меры, и ввести в обиход дизельные силовые установки, а также значительно снизить мощность всех своих бензиновых моторов. Кроме того в ужасной спешке в производство был запущен совершенно уникальный мотор Cadillac V8-6-4, у которого в зависимости от нагрузки автоматически отключались два или четыре цилиндра. Мотор этот оказался крайне сырым и ненадежным, и серьезно уронил авторитет компании Cadillac.

В итоге к началу 1980-х самый престижный американский автопроизводитель потерял 29% рынка, в результате чего фирма серьезным образом решила пересмотреть свой модельный ряд… в сторону очередного уменьшения размеров! Вскоре полноразмерные Deville и Fleetwood перестали быть таковыми, и вдобавок обрели все еще диковинную для американцев переднеприводную трансмиссию. Честь настоящих Кадиллаков остался отстаивать лишь крупный заднеприводный седан Fleetwood Brougham (позднее просто Brougham), да и тот покинул производственную программу в 1996 году, войдя в историю как последний полноразмерный (full-size) Cadillac.

Современная история Cadillac

Cadillac Fleetwood Brougham
После Fleetwood Brougham полноразмерных легковых автомобилей фирма Кадиллак больше не выпускала

Все 1990-е годы шел сложный и кропотливый процесс по возвращению утраченных, после многочисленных экономических пертурбаций, высоких позиций. В 1992 году фирма представила новую гамму 8-цилиндровых бензиновых двигателей Northstar. Это были весьма эффективные и экономичные агрегаты с двухвальными головками, алюминиевыми блоками и инжекторной системой питания. В зависимости от исполнения двигатель выдавал от 215 до 300 л.с. и стал отличным дополнением к хорошо знакомой переднеприводной платформе K-body.

Двигатель Northstar стал предтечей других передовых технологий. В середине 1990-х Кадиллаки обзавелись адаптивной самовыравнивающейся подвеской, боковыми подушками безопасности, системой стабилизации StabiliTrak, продвинутой противоугонной системой TheftLock и другими модными опциями. Они отчасти помогли восстановить поникшую славу компании и благотворно повлияли на популярность марки.

Cadillac Catera
Catera стала еще одной заимствованной моделью и большой популярности не снискала

Впрочем, случались и промахи. В 1997-м фирма вновь прошлась по кривой дорожке проторенной моделью Cimarron, и представила Cadillac Catera — слегка перелицованный немецкий седан Opel Omega B. Рынок отреагировал весьма прохладно, и спустя 4 года машину сняли с производства, не добившись и 100 тыс. проданных экземпляров. В 1999 году наступил переломный момент в истории Cadillac — фирма запустила в продажу свой первый внедорожник под названием Escalade. Конструктивно он полностью соответствовал более дешевому GMC Yukon Denali, поэтому ожидаемого успеха компании не принес. В том же году был представлен концепт Cadillac Evoq, который открыл новую веху в дизайне — отныне все последующие Кадиллаки получили рубленые внешние формы, сетчатую решетку радиатора и вертикальные приборы головного света.

Однако несмотря на все вышеозначенные меры, былой высокий авторитет марки восстановить так и не удалось. В связи с этим, в 2000 году руководство GM приняло стратегическое решение — вновь вернуться к заднеприводной компоновке. Первым автомобилем в «новой старой» парадигме стал Cadillac CTS с двигателем V6 мощностью 180-250 л.с. За ним последовали люксовые модели DTS и STS, а в 2004 году на сцену вышел спортивный Cadillac CTS-V с мощнейшим 400-сильным V8 от Chevrolet Corvette.

Cadillac CT5
Современные автомобили Cadillac довольно популярны в Китае. В среднем там ежегодно продается по 80 тыс. машин, тем временем в США около 180 тыс.

Новые меры дали хороший результат, но они стали только первым этапом на пути к возвращению в высшую лигу производителей самых престижных и передовых в мире автомобилей. Сегодня Cadillac реализует по 150 тыс. автомобилей в год, а в ее производственной линейке находится 13 моделей, 4 из которых электрические. Удастся ли Кадиллаку вновь стать лидером престижного класса, покажет время, но компания определенно на верном пути!