История автобусов Икарус
20 июня 2024Автобусная марка Икарус хорошо известна в нашей стране. Некогда ее автобусы занимали львиную долю междугородних и часть городских маршрутов Советского Союза. Их популярность была весьма оправдана, ведь это были надежные, экономичные и комфортабельные машины. В середине 1980-х Икарус стал крупнейшим автобусостроительным заводом в Европе, но после распада СССР компания быстро растеряла свои позиции, а вскоре и вовсе прекратила свое существование.
История Икарус
История марки Икарус началась с небольшой кузнечно-каретной мастерской, основанной Имре Ури в Будапеште в 1895 году. Сын кузнеца Ури хорошо разбирался в постройке карет и сельских повозок, и вскоре его фирма стала лучшей экипажной мастерской в городе. С зарождением автомобилестроения фирма Ури (Uhry) переориентировалась на производство каркасно-деревянных автобусных кузовов и специальных надстроек. В 1927 году компания Mavart заказала на фабрике Uhry изготовление 60 автобусных кузовов на грузовом шасси Raba L, а через год фирма Mavag закупила еще несколько десятков автобусов на шасси Mercedes-Benz. К тому времени сам Имре уже отошел от дел и передал предприятие своим сыновьям Жигмонду и Имре младшему.
Братья Ури развернулись на славу и уже в 1936 году приступили к постройке автобусных кузовов на металлических каркасах. Первой машиной с такой конструкцией стал капотный Mavag N26 с двигателем Mercedes-Benz, а уже в 1939 году фирма братьев Ури собрала свой 1000-й автобус. Ну а потом началась война, и завод был перепрофилирован на ремонт и производство техники для венгерской армии и вермахта. В годы Второй мировой фирма Uhry достигла небывалого расцвета и в 1942-м приступила к производству самолетов и деталей к ним. Размах производства оказался настолько велик, что часть мощностей пришлось перенести на новый завод в город Матиашфельд.
Во время освобождения Венгрии основной завод в Будапеште был сильно разрушен, но уже в 1948 году в Матиашфельде началось производство автобусов Mavag TR5 и TR3.5. Эти машины имели вагонную компоновку и переднее расположение двигателя, а маленький TR3.5 впервые в Европе получил несущий кузов!
Образование марки
В 1948 году предприятие братьев Ури было национализировано и объединено с другим, ранее самостоятельным, акционерным обществом Ikarus Femaru Rt. Там с 1916 года велось изготовление радиаторов и прочих деталей систем охлаждения для автомобилей и самолетов. Новое предприятие получило простое и емкое название Ikarus и приступило к производству радиаторов и других запчастей. В 1951 году вновь образованный завод выпустил свой первый автобус — Ikarus 30. Он был наследником модели TR3.5 и также имел несущий кузов вагонной компоновки. Автобус оборудовался 60-сильным дизельным мотором Csepel D-413, вмещал 40 пассажиров и по меркам своего времени был вполне надежен и комфортабелен. В течение пяти лет завод выпустил 3175 таких машин, а следом наладил производство более крупного автобуса Ikarus 60.
Как нетрудно догадаться из названия, этот автобус имел вместимость 60 человек, но, в отличие от предшественника, в его основании находилась прочная лонжеронная рама, а в качестве силового агрегата был задействован более мощный 6-цилиндровый дизель Csepel D-613 мощностью 125 л.с. Икарус 60 приобрел огромную популярность в Венгрии и стал первым Икарусом, поставленным в Советский Союз.
Первые поставки в СССР
Поворотный момент в истории фирмы наступил с появлением в июле 1952 года следующей модели Икарус 66. Он стал первым автобусом марки Икарус с задним расположением двигателя. Такая компоновка позволила значительно улучшить комфортабельность: снизить шум, вибрации и задымленность в салоне. Кроме того, автобус получил новый обтекаемый несущий кузов, в конструкции которого широко применялись легкие сплавы. Позднее на основе 66-й модели был создан туристический Ikarus 55 Lux, который в 1955 году начал активно экспортироваться в СССР. В нашей стране он работал на междугородних маршрутах и за свой стремительный силуэт и высокую скорость получил прозвище «ракета».
В середине 1960-х на производство поступил крупный городской автобус Икарус 556 вместимостью 105 пассажиров. Он оборудовался мощным 192-сильным лицензионным дизелем MAN. Двигатель имел горизонтальное, однорядное расположение цилиндров и размещался под полом в пределах базы. Такая компоновка позволила без особого труда создать сочлененный вариант Ikarus 180 длиной 16,5 м и вместимостью 169 человек. Вскоре этот автобус стал неотъемлемой частью пейзажа едва ли не всех городов Советского Союза, а всего в нашу страну попало 5133 автобуса этой серии.
Легендарные Икарусы 200-й серии
К концу 1960-х марка Икарус прочно обосновалась в СССР. Спрос на ее продукцию увеличивался с каждым годом, а за 20 послевоенных лет производство венгерских автобусов выросло в 10 раз! На волне этого большого успеха в Матиашфельде приступили к разработке абсолютно нового 200-го семейства, которое должно было перевернуть многие каноны в автобусостроении. Центральной особенностью новых машин стала модульная конструкция, позволившая из унифицированных узлов и деталей каркасно-панельного кузова создать автобусы различной высоты и длины.
Первым на производство поступил междугородний 42-местный Икарус 250 с двигателем Раба-МАН (192 л.с.), 5-ступенчатой механической коробкой передач и пневматической подвеской всех колес. Дизайнерское решение нового автобуса было лаконичным и функциональным: ровный параллелепипед с огромным двухсекционным лобовым стеклом и большой площадью остекления. Вскоре семейство пополнилось одиночной городской моделью 260, «гармошкой» 280 и их бесчисленными вариантами модернизаций.
Львиная доля всех этих машин главным образом поступала в СССР, и не будет преувеличением, если сказать, что венгерский завод вышел на лидирующие позиции только благодаря нашей стране: за 40 лет Икарус поставил в Советский Союз 143 тыс. автобусов!
Закат и угасание Икаруса
После развала СССР история Икарус пошла на спад. Сначала закрыли цех массовых серий, а затем само производство разделили на два предприятия: основной завод Ikarus Vehicle Construction и завод малых серий Ikarus Special Coach. Последний занимался разработкой и производством автобусов на импортных шасси, тогда как головное предприятие сосредоточилось на производстве классических автобусов 200-й серии для бывших социалистических стран.
В 1990-е годы Икарус все еще оставался на плаву и даже выпустил несколько удачных моделей: первый относительно массовый низкопольный Ikarus 411 (412) и его сочлененный вариант Ikarus 417. В 1998 году на производство поступили модернизированные Икарусы 200-й серии с улучшенными моторами Raba. Они получили кратковременный успех и на благополучие компании повлиять не смогли. Фирма постепенно скатывалась под откос, пока в 1999 году ее не приобрел итало-французский автобусный концерн Irisbus. В 2003 году он реструктурировал производство и закрыл основной завод. Бывший завод малых серий пока еще действует, но осуществляет лишь крупноузловую сборку автобусов на основе импортных комплектующих и к марке Икарус имеет весьма отдаленное отношение.