
Saab 99: история легендарного автомобиля из Швеции
19 июня 2024На фоне других иностранных автопроизводителей, хлынувших в нашу страну в начале 1990-х, шведская марка Saab слегка затерялась и считалась не слишком престижной и уважаемой. Однако тем немногим, кому удалось познакомиться с ней всерьез, стали ее поклонниками на долгие годы вперед. Сегодня поговорим о легендарном Saab 99 — автомобиле, придавшем фирме Saab мировую известность.
Краткая история марки Сааб
Компания Saab была основана в 1937 году с целью создания боевых самолетов для ВВС Швеции. Все последующие военные годы компания специализировалась на постройке бомбардировщиков и деталей к ним, однако после окончания боевых действий спрос на эту продукцию упал, и фирма переориентировалась на изготовление легковых автомашин.
Первый товарный автомобиль Saab 92 покинул ворота завода в 1949 году и сразу же привлек к себе огромное внимание. Несвязанные никакими догмами авиационные инженеры смогли создать достаточно простой и легкий автомобиль весьма оригинальной конструкции. Первый Сааб получил прекрасно проработанный, аэродинамически совершенный кузов с коэффициентом лобового сопротивления Cx 0,35, лучше, чем у большинства спортивных машин того времени! Под изящным кузовом скрывалось великолепное переднеприводное шасси со всеми независимыми торсионными подвесками, реечным рулевым управлением, полуавтоматической коробкой передач и 2-цилиндровым моторчиком мощностью 25 л.с. Покупатели с восторгом восприняли экономичный, недорогой и по-скандинавски прочный автомобиль, и вскоре за Saab 92 последовала вереница однотипных и очень успешных моделей 93, 95 и 96.
Saab 99
Следующий этапный момент в истории марки наступил в 1968 году, когда она представила совершенно новую модель Saab 99. Автомобиль оказался больше, дороже и престижнее предшественников и имел весьма прогрессивную конструкцию. Под его капотом, маховиком вперед и наклоном в 45°, находился передовой 4-цилиндровый верхневальный 1,7-литровый мотор мощностью 80 л. с. Созданный британской компанией Standard-Triumph, он был лицензирован и в последующем послужил основой для всех 4-цилиндровых двигателей Сааб. 4-ступенчатая коробка передач располагалась под мотором, а ее первичный вал приводился пластинчатой цепью Морзе! Передняя подвеска была независимой на двух длинных поперечных рычагах и винтовых пружинах. Задняя — зависимая пружинная, но весьма необычная, на четырех продольных рычагах и с тягой Панара, расположенной над осью. Такая конструкция подвески обеспечивала высокий центр крена и не требовала применения стабилизаторов поперечной устойчивости, придавая машине мягкий, но при этом уверенный и предсказуемый ход. Из других особенностей Saab 99 можно отметить дисковые тормоза всех колес и современное реечное управление.
Для конца 1960-х внешность 99-го оказалась революционной. Ее автором был Сикстен Сасон, создавший дизайн всех предыдущих Саабов. Ему удалось нарисовать весьма изящный и легковесный двухобъемный кузов с чистыми боковинами, большой площадью остекления и прямоугольной головной оптикой. Дизайн машины оказался настолько удачным, что практически без изменений просуществовал вплоть до конца 1990-х, а его стиль в той или иной мере впитали все последующие автомобили марки!
Под стать внешности был обустроен салон. Он получил мягкие обивочные материалы, удобные сиденья с высокими подголовниками и трехточечные ремни безопасности с необычной защелкой. Вообще безопасности в Сааб 99 уделили повышенное внимание. Впервые в мировой практике в его дверях появились брусья безопасности, а травмоопасный замок зажигания перенесли с рулевой колонки на тоннель между сиденьями.
Легенда европейского автопрома
Именно после появления 99-й модели все Саабы начали воспринимать как автомобили для оригиналов и ценителей всего неординарного, а с выходом в 1978 году турбированной 145-сильной версии 99 Turbo марка Saab возвысилась на небывалую ранее высоту. Между тем к обновлению машины шведы подходили очень щепетильно, стараясь год от года улучшать свой флагманский автомобиль: в 1970 году ввели инжекторную систему питания, двумя годами позднее новый мотор объемом 1,9 л, в 1974-м провели рестайлинг, а в 1976-м для рынка США установили трехступенчатый «автомат» BorgWarner.
Все эти меры вкупе с нестареющей внешностью позволили выпускать машину вплоть до 1984 года! Но и это еще не все. В 1979 году параллельно с Saab 99 началось производство его глубоко модернизированного варианта Saab 900, который с успехом выпускался до 1998 года. Впрочем, далее дела у шведской марки пошли на спад, и в 2016 году она прекратила свое существование. Что же касается самой модели 99, еще при жизни она приобрела культовый статус и навсегда вошла в историю мирового автомобилестроения. Всего было выпущено 588 643 экземпляра.