Saab 96: история становления великой шведской марки
06 декабря 2023Шведская автомобилестроительная марка Saab образованная в конце 1940-х, с ходу завоевала репутацию весьма необычной и даже эпатажной компании. Ее машины строились не по классическим автомобильным каноном, а по более высоким, в прямом и переносном смысле, авиационным стандартам. Взять к примеру модель Saab 96, которая наравне с Porsche 911, впоследствии приобрела настоящий культовый статус.
Первый автомобиль Saab
В самом преддверии войны в 1937 году шведское правительство решило развить национальное авиастроение и организовало в городе Тролльхеттан авиазавод получивший название Svenska Aeroplan АВ — сокращенно SAAB. Первый самолет Junkers Ju 86 шведы выпустили по немецкой лицензии, но уже в 1940 году они организовали производство собственного легкого бомбардировщика Svenska B-17. Все войну фирма Saab отработала исключительно в интересах военной отрасли. В 1944 году, когда всем стало очевидно что война подходит к концу, саабовцы решили наладить производство более мирной, и в будущем дефицитной продукции — автомобилей.
На разработку будущего Saab 92 подрядили всего 20 авиационных инженеров, а к созданию дизайна привлекли штатного художника Сикстена Сасана, который к тому времени составлял иллюстрации для заводских инструкций. Совершенно естественно, что готовый Saab 92 представленный в 1947 году, больше напоминал самолет, точнее фюзеляж без крыльев поставленный на колеса. В профиль первый автомобиль марки Saab больше всего походил на срез классического крыла и имел округлые формы с покатым задком типа фастбэк. Кузов Saab 92 создавался с учетом аэродинамики и неоднократно продувался в аэродинамической трубе, там же, где испытывался в то время и истребитель-перехватчик Saab J21. На выходе у шведов получился аэродинамический совершенный (Cx — 0.35), однако начисто лишенный эстетической привлекательности и практичности автомобиль.
С технической точки зрения автомобиль поражал не меньше. Он имел привод на передние колеса, торсионную независимую подвеску всех колес, реечное рулевое управление и несущий 2-дверный кузов. Устройство двигателя саабовские инженеры подсмотрели у немцев из DKW. Они создали компактный 2-цилиндровый 2-тактных мотор водяного охлаждения. При объеме 764 см3 он выдавал довольно скромные 25 л.с., но благодаря выверенной аэродинамике, этого было достаточно, чтобы разогнать автомобиль до 109 км/ч! Но и это еще не все. В конструкции трансмиссии шведские инженеры предусмотрели обгонную муфту, которая позволяла переключать передачи без использования сцепления! Столь необычные качества впоследствии создали 92-му репутацию исключительно динамичного и легкого в управлении автомобиля.
Производство первого автомобиля Saab стартовало в 1949 году. Покупатель с восторгом воспринял экономичный, дешевый и по-шведски прочный Сааб 92, приспособленный к суровым северным условиям.
Saab 96
В 1955 году на производство поступил модернизированный вариант Saab 93 имевший в своей конструкции более мощный продольно расположенный 3-цилиндровый 33-сильный двигатель (748 см3). Кроме того на смену торсионной подвеске пришла независимая рычно-пружинная подвеска. По национальной традиции уделили большое внимание безопасности: установили бензобак в наиболее защищенном месте за задним сиденьем, а в 1957-м в качестве опции впервые в мировой практике предложили двухточечные ремни безопасности! 93-й развил успех предшественника и открыл дорогу на экспорт — в декабре 1956-го в США отправился первый сухогруз с 250 автомобилями на борту, а уже в следующем году в Америке продали 1,5 тыс. автомобилей марки Saab.
Продолжением 90-серии стала появившаяся в 1960 году модель Saab 96. Фактически это был модернизированный вариант 93-го, но с рядом интересных особенностей. Так сохранив практически неизменный внешний вид, серьезным образом переделали силовую структуру кузова сделав его более жестким и безопасным. Кроме того в 1963 году появился новый 40-сильный (841 см3) мотор, а в 1967-м в линейку добавили экзотический V-образный 4-цилиндровый 4-тактный двигатель Форд мощностью 65 л.с. Поначалу в машине применялась старая 3-ступенчатая коробка передач, но в 1964-м ей на смену пришла новая 4-ступенчатая синхронизированная трансмиссия с традиционной обгонной муфтой. Передняя подвеска осталась неизменной, а вот сзади установили U-образную балку на винтовых пружинах.
Даже несмотря на несколько старомодную внешность, шведов Saab 96 по-прежнему привлекал своими незаурядными характеристиками и отличной надежностью. Даже после появления в 1968 году более престижной модели Saab 99, старичок 96-й (суть модернизированный 93-й) переместившись в средний класс продолжил пользоваться устойчивым спросом еще долгих 12 лет. Таким образом детище 20 авиаконструкторов продержалось на производстве чуть более 30 лет. Всего за это время успели выпустить 657 тыс. автомобилей Saab 92, 93 и 96. Так шведская марка из малоопытного автопредприятия постепенно превратилась в производителя наиболее самобытных, совершенных и солидных автомобилей высокого класса.