Dodge Viper: история легендарного американского спорткара
02 декабря 2023Появившийся в 1992 году Dodge Viper вызвал немалый переполох среди американской публики. Созданный по классическому рецепту, он представлял собой олицетворение американской идеологии raw power (дословно «сырая мощь») — иначе говоря под завязку набит харизмой и лошадиными силами. Viper был натурально опасен, но при этом невероятно притягателен!
Dodge Viper
В конце 1980-х корпорация Chrysler постепенно оправилась от тяжелых последствий кризисной эпохи 1970-х. К тому моменту приоритетом в производстве стали простые машины с экономичным мотором и скромным дизайном. По-настоящему быстрых автомобилей фирма тогда не выпускала. Честь крупнейшего американского автомобилестроительно концерна отстаивал Chevrolet Corvette с хилым «смолблоком» мощностью 205 л.с.
Такое положение вещей президента компании Роберта Лутца не устраивало, и он в 1988 году инициировал разработку нового перспективного 2-дверного спорткара. Проект отдали на откуп подразделению Dodge, имевшему опыт проектирования заводских спортивных модификаций совместно с известным американским гонщиком Кэроллом Шелби. Основой для вдохновения послужила легендарная двухдверка AC Cobra. Даже имя для перспективной машины выбрали змеиное — Viper (в переводе «гадюка»).
Первый опытный образец Dodge Viper собрали уже в 1989 году. Тестовый «мул» оборудовался двигателем V8, однако уже с самого начало было определено, что в серийной версии будет установлен более внушительный 10-цилиндровый мотор V-образной конфигурации. Его разработку отдали не абы кому, а специалистам фирмы Lamborghini, акции которой крайслеровцы приобрели в 1987 году.
Сам двигатель не создавали с нуля, а конвертировали из 8-цилиндрового мотора Chrysler LA предназначенного для тяжелых американских пикапов. Взамен оригинального чугунного блока итальянцы использовали новый блок типа V10 отлитый из алюминиевого сплава. На выходе получили внушительный 8-литровый агрегат с алюминиевыми ГБЦ с двумя клапанами на цилиндр и электронной системой впрыска. Он развивал 400 л.с. и чудовищный крутящий момент в 658 Нм. Воистину это был самый мощный и большой мотор, когда-либо созданный для легкового автомобиля!
В пару к мотору определили не какой-то там «автомат», а честную 6-ступенчатую «механику» Borg-Warner T-56. От нее, как и полагалось американской спортивной машине, крутящий момент передавался на задние колеса. Дабы обеспечить приемлемый «зацеп» последние сделали невероятно широкими (335/35 RZ17), а в задний редуктор внедрили самоблокирующийся дифференциал. Подвески всех колес выполнили независимыми на треугольных рычагах со спиральными пружинами, передним стабилизатором поперечной устойчивости и регулируемыми газовыми амортизаторами. Рулевое управление реечное с усилителем, тормоза всех колес вентилируемые, дисковые.
Под внешними пластиковыми панелями Dodge Viper находился трубчатый каракас с мощным стальным основанием. Благодаря широкому применению композитных материалов массу автомобиля удалось удержать в разумных пределах и не превысить 1600 кг. В результате родстер оказался невероятно быстрым: до 100 км/ч этот «змей» разгонялся всего за 4,8 сек., а его максимальная скорость достигала 265 км/ч. И все это на фоне отсутствия вообще каких-либо электронных систем безопасности!
Ошеломительный успех
Первая публичная демонстрация Вайпера состоялась на Детройтском автосалоне 1989 года. Приземистый красный родстер с огромным вытянутым капотом и хищными обводами приковал к себе самое пристальное внимание многочисленных посетителей. Представив столь невероятный автомобиль, одним мощным рывком фирма Додж обошла всех своих конкурентов, заткнув за пояс не только Ford Mustang, но и родственный Chevrolet Corvette.
Изголодавшаяся по настоящим американским автомобилям публика, просто завалила компанию предзаказами — только за несколько месяцев пришло более 5 тыс. заявок. Однако в серийном воплощении автомобиль появился только спустя три года, огорошив всех желающий немалой ценой в 52 тыс. долларов (115 тыс. по современному курсу). При этом следует учитывать, что Додж Вайпер был, в общем-то, весьма аскетичной машиной с простым пластиковым салоном, кассетной аудиосистемой и полным отсутствием не только электронных помощников, но и кондиционера.
Тем не менее родстер получил существенный интерес, который искусно поддерживался самой фирмой изготовителем. Ежегодно в Додж собирали не более 300 автомобилей, ссылаясь на технологические сложности ручной мелкосерийной сборки. Впрочем, с появлением в 1994 году версии с кондиционером этот процесс удалось оптимизировать и впервые годовой тираж превысил 1000 экземпляров. Всего же в 1992-1996 гг. было выпущено 6709 вайперов первого поколения.
Dodge Viper следующей генерации ознаменовал появление долгожданной модели GTS в кузове купе оборудованной более мощным мотором на 456 л.с. В общей сложности Додж Вайпер разменял пять поколений в ходе которых постоянно становился быстрее и мощнее. В 2017 году когда на свет появился автомобиль заключительной серии, отдача его мотора достигла 654 л.с. и 820 Нм крутящего момента! Погубили Вайпер новые стандарты безопасности и нежелание Крайслера вкладываться в разработку новой спортивной платформы. Как следствие в августе 2017 года на отметке 31,5 тыс. единиц, легендарный спорткар был снят с производства.