История Bugatti 57 Atlantic
24 июня 2024К началу 1930-х фирма Бугатти пришла в статусе знаменитости автомобильного мира — производителя автомобилей выдающегося дизайна и самого передового технического исполнения. Каждая машина Bugatti в то время считалась огромным событием, а представленная в 1936 году модель Bugatti 57 Atlantic так и вовсе стала прижизненной легендой и эталоном настоящей спортивной машины.
На пути к славе
Отец-основатель марки Bugatti Этторе Бугатти был человеком по своей натуре основательным и крайне скрупулезным. Это касалось как технических вопросов, так и организации труда. На его фабрике в Мольсайме, где с 1909 года осуществлялась сборка спортивных машин, каждую субботу проходила генеральная уборка помещений, а на выходные все незаконченные автомобили покрывались пергаментной бумагой. Этторе регулярно объезжал территорию предприятия, самолично присматривал за работой и регулярно брался за инструменты.
Все это семейное благополучие и доскональная чистота не способствовала финансовому процветанию марки, и в конце концов после ряда серьезных забастовок Этторе Бугатти передал все управление фирмой своему сыну Жану. Молодой, предприимчивый инженер быстро уладил все вопросы и вскоре приступил к изготовлению самой известной, экстравагантной и привлекательной модели Bugatti Type 57.
Bugatti 57 Atlantic
Первый прототип Bugatti 57 появился в 1934 году, а затем за шесть лет было создано еще порядка 710 этих машин. Все они собирались вручную и имели между собой довольно существенные отличия. Специально для 57-й серии Жан Бугатти спроектировал новый рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 3257 см3. Он имел классическую для фирмы Бугатти конструкцию с двумя верхними распредвалами, несъемную головку блока и шестеренчатый привод ГРМ. Каждый из распределительных валов приводил ряд впускных или выпускных клапанов, а также распределитель зажигания и топливный насос.
Двигатель работал в связке с однодисковым сцеплением и механической 4-ступенчатой коробкой передач. В то время многие автомобилестроители уже начали применять синхронизированные трансмиссии, но фирма Бугатти эту тенденцию проигнорировала. Тем не менее применение шестеренчатых пар с геликоидальным зацеплением все же несколько облегчило переключение передач. Сама коробка устанавливалась сразу за двигателем, а не у заднего моста, как обычно. Рама осталась лонжеронной, а подвески рессорными. Спереди находился знаменитый начищенный до блеска трубчатый мост с пропущенными сквозь него пакетами полуэллиптических рессор. Сзади стоял классический ведущий мост на поперечных рессорах, однако для пониженной версии Bugatti Type 57S его балку пропустили сквозь специальные отверстия на концах лонжеронов. Барабанные тормоза сначала были механическими, и лишь в 1939-м на помощь водителю пришла гидравлика.
Центральной особенностью машины стали уникальные кузова самых разнообразных и привлекательных форм, разработанные самим Жаном Бугатти. Автомобиль предлагался в четырех заводских вариантах: двух закрытых с двумя дверями Ventoux и Atalante, открытом двухдверном Stelvio и четырехдверном закрытом Galibier. Кроме того, покупатель мог внести в дизайн любые изменения или даже заказать кузов, нарисованный им самим, поэтому среди всей 57-й серии нет двух одинаковых машин.
В стандартном исполнении Bugatti Type 57 развивал 135 л.с. и разгонялся до 180 км/ч. В 1936 году в гамме появилась модификация Type 57S (Surbaisse) с укороченным пониженным шасси и форсированным до 175 л.с. двигателем. На следующий год на свет появились Bugatti Type 57C (Compresseur) и его «заниженный» вариант Type 57SC. Они оборудовались компрессорным мотором мощностью 190 л.с. и с легкостью развивали 200 км/ч. Но наибольшую славу марке принесло двухместное купе Bugatti 57 Atlantic с двигателем мощностью 210 л.с. Всего было выпущено три таких автомобиля, и каждый имел оригинальный кузов работы все того же Жана Бугатти. Тогда эта уникальная машина вызвала противоречивые чувства, но со временем Atlantic признали вершиной автомобильной красоты, а стоимость всех трех сохранившихся экземпляров сегодня достигает десятки миллионов долларов!
Конец фирмы Бугатти
В истории марки Bugatti модель 57 сыграла поистине роковую роль. 11 августа 1939 года Жан Бугатти вывел на дорожные испытания новый гоночный экземпляр Type 57C с открытым одноместным кузовом. На нем он потерпел крушение, вылетел с дороги, объезжая пьяного велосипедиста, и погиб на месте. Страшная весть подкосила Этторе Бугатти, а спустя три недели началась война, и к началу весны следующего года фирму Automobiles Ettore Bugatti реквизировали нацисты. После войны Бугатти спроектировал новую модель Type 73, но запустить ее в производство не успел и скончался 21 августа 1947 года — за два месяца до ее официальной премьеры. Достойных приемников не нашлось, и пять лет спустя некогда великая автомобильная фирма прекратила свое существование. Лишь под самый конец 1980-х марку удалось возродить, но получилось это только со второй попытки. Впрочем, это уже совсем другая история.