Cadillac Model A: первый автомобиль Кадиллак
01 мая 2024Сейчас марка Кадиллак несколько подрастеряла свой былой высокий авторитет. Однако на заре своего существования и в первые послевоенные годы, она считалась наиболее престижным и передовым производителем автомобилей на всем Северо-Американском континенте. Тем не менее путь к славе ей проложил достаточно простой и дешевый автомобиль — Cadillac Model A, который являлся практически полной копией… Ford Model A.
От Ford до Cadillac
Фирма Cadillac образовалась в общем-то случайно. В 1901 году на детройтскую машиностроительную компанию Leland & Faulcone обратился известный, в узких кругах, автопромышленник Рэнсом Олдс. Дела его шли в гору и он решил разместить на заводе L&F крупный заказ на производство одноцилиндровых ДВС. Сама компания Leland & Faulcone, основанная Генри Мартином Лиландом, славилась отменным качеством выпускаемой продукции — имела большой штат квалифицированных рабочих и собственное литейное производство. Словом лучшего завода по изготовлению бензиновых двигателей нельзя было сыскать не то что в Детройте, но и во всем штате.
Лиланд в общем-то был не против, но ознакомившись с эталонным мотором Ренсома Олдса сильно расстроился. Тот имел плохую выделку деталей и низкое качество сборки, как следствие отличался повышенным расходом топлива и низким ресурсом. Оружейник по основной профессии Генри Лиланд, с таким качеством мирится не стал и изготовил собственную версию мотора Oldsmobile. Он увеличил его рабочий объем, полностью переработал систему газораспределения и тщательнейшим образом подогнал все детали. В результате мощность двигателя выросла в три раза с 3,7 до 10,4 л.с! Усовершенствованный мотор Олдсу понравился, но выпускать его он категорически отказался, сочтя слишком дорогим и сложным в изготовлении.
Так и остался бы Лиланд со своим мотором не удел, если бы не представители фирмы Detroit Automobile Company. Они планировали выйти на рынок с машиной конструкции главного инженера Генри Форда, однако серьезно разошлись с ним во мнениях и конфликт закончился его отставкой. Оставшись с полуготовым шасси будущей модели A, учредители DAC было решили свернуть автомобильный бизнес и распродать все свое имущество, однако Лиланд уговорил их не бросать прибыльное до и все же организовать производство автомобиля, попутно оснастив его тем самым одноцилиндровым мотором. Над названием машины долго не думали, а просто позаимствовали фамилию основателя города Детройт — француза Антуана Ломе де Кадильяка.
Cadillac Model A
Взяв за основу разработанное Генри Фордом шасси, Лиланд его значительно усилил, расширил колею и внедрил полуэллиптические рессорные подвески взамен полностью эллиптических. Вместо фордовского 2-цилиндрового мотора, он установил свой одноцилиндровый агрегат водяного охлаждения объемом 1,5 л. Интересной особенностью в нем являлась регулировка подачи горючей смеси в цилиндр, путем изменения высоты поднятия впускного клапана. Двигатель был состыкован с 2-ступенчатой планетарной коробкой передач, крутящий момент от которой, посредством цепной передачи, передавался на задний дифференциал системы Brown & Lipe. Тормоза всех колес были механическими. Колеса — артиллерийского типа с деревянными спицами и пневматическими шинами.
Cadillac Model A комплектовался двумя типами открытого кузова — 4-местным tonneau (тонно) с доступом на второй ряд через единственную заднюю дверцу и 2-местным runabout (ранебаут). Они окрашивались в черный или темно-красный цвет, а на их боковинах с самого начала методом декалькомании наносился сложный многоцветный фамильный герб Антуана де Кадильяка (в 1906 году герб стал официальной эмблемой марки Cadillac).
Cadillac – The Standard of the World
Cadillac A дебютировал на Нью-Йоркском автосалоне в январе 1903 года и там же фирма начала принимать первые заказы. Стилистически и концептуально первый Кадиллак напоминал Ford Model A — иными словами это был достаточно простой, недорогой, но при этом качественный автомобиль. В 4-местном варианте он стоил 850 долларов, в 2-местном на 100 долларов дешевле. Как и Форд, Лиланд сразу же организовал производство других вариантов серии А. Так в 1904 году появился Cadillac Model B, а за ним почти одинаковые модели C, D, E, F … T. На них впервые в мировой практике был продемонстрирован принцип широкой унификации деталей.
Первые автомобили Кадиллак заложили основы высочайшего качества, присущего всем последующим машинам этой марки. Они стояли у истоков могучего концерна General Motors, который живет и здравствует до сих пор!