История Dodge WC-51 «три четверти»

История Dodge WC-51 «три четверти»

05 мая 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Вместе с двумя другими американскими машинами — большим Студебекером и маленьким Виллисом, Додж «три четверти» стал наиболее известным и массовым ленд-лизовским автомобилем. Всего американцы отгрузили около 25 тысяч Dodge WC-51, большинство из которых пришли в виде машинокомплектов. В войсках эти машины занимали промежуточное положение между легковыми машинами и легкими грузовиками, и ценились за высокую надежность и великолепную проходимость.

Армейские автомобили Dodge

Dodge VC-1
Dodge VC-1 имел грузоподъемность 500 кг

С началом Второй мировой американская фирма Додж, находившаяся в составе крупного концерна Крайслер, в одночасье превратилась в крупного производителя легких и средних полноприводных машин. Свой первый армейский конкурс компания выиграла в 1939 году благодаря двухосной полноприводной серии Dodge VC (T202), конвертированной из легкого заднеприводного гражданского грузовичка Dodge TC. От него армейские варианты унаследовали рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель на 79 л.с., 4-ступенчатую коробку передач, рамное шасси и округлые внешние формы. Из оригинальных деталей были неразрезные мосты с полуэллиптическими рессорами и одноступенчатая раздаточная коробка.

Дальнейшим развитием модели VC стали машины серии WC (T207) с утилитарными внешними формами и более мощным мотором на 85 сил. Прочное шасси послужило основой для установки множества военных надстроек — от 37-мм зенитной пушки до закрытого цельнометаллического санитарного кузова.

Dodge WC-51

Dodge WC-51
На Dodge WC-51 применялись особые колеса с разборным ободом

В 1941 году на производство поступила следующая модификация WC (T214) с усиленным и укороченным шасси, 3,8-литровым мотором мощностью 92 л.с. и широкопрофильными шинами размеренностью 9,00-16. В базовом исполнении WC-51 автомобиль оборудовался открытой 2-местной кабиной без дверей и цельнометаллической грузовой платформой приспособленной для перевозки личного состава или боеприпасов. Грузоподъемность автомобиля составляла 750 кг или 3/4 тонны. При этом он мог буксировать орудия калибром до 76-мм и прицепы массой до 2 т.

В отличие от узкого Виллиса у фронтовых шоферов Додж прославился великолепной устойчивостью и управляемостью. Это не удивительно так как ширина его колеи достигала 1670 мм, а центр тяжести располагался довольно низко. Dodge WC-51 развивал 87 км/ч при этом расходовал в среднем около 20-25 л на 100 км. В целом по ездовым характеристикам WC-51 был ближе к легковым автомобилям, нежели к грузовикам. Не последнюю очередь благодаря двухрычажным амортизаторам и барабанным тормозам с гидравлическим усилителем.

Додж в СССР

Dodge WC-53
8-местный штабной Dodge WC-53 начал поступать в СССР в 1944 году

80% всех автомобилей приходили в нашу страну в разобранном состоянии. Их дальнейшая сборка осуществлялась на различных авторемонтных предприятиях, а также на автозаводе ЗИС. Кроме того в Москве на базе шасси WC-51 изготавливалась специальная штабная модификация оборудованная открытым 7-местным кузовом с мягким верхом. Все эти автомобили собирались в небольших количествах, а в 1944 году с началом поступления 8-местных автомобилей Dodge WC-53 с закрытыми цельнометаллическими кузовами, потребность в них отпала вовсе.

Всего в годы войны в США было выпущено 255 тыс. автомобилей серии WC (T214), из них 182 тыс. в исполнении WC-51 и WC-52 (с лебедкой). В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено около 25 тысяч. После окончания войны специалистами Горьковского автозавода была предпринята попытка создать собственный аналог Dodge WC-51, но успехом она не увенчалась. Впрочем, это уже совсем другая история.