Studebaker US6: лучший грузовик РККА

Studebaker US6: лучший грузовик РККА

16 апреля 2021 0 Автор autohs.ru

Studebaker US6 был самым массовым импортным грузовиком РККА. Автомобиль неизвестный на родине в США, но завоевавший огромную популярность в СССР. Studebaker US6 любили и уважали, на него равнялись и негласно считали лучшим грузовиком в мире, даже после окончания войны.

Компания Студебекер

Studebaker Corporation
4,7-дюймовая пушка M1906 изготовленная фирмой Studebaker, 1918 год

В 1868 году братья Генри и Клемент Студебекеры основали в городе Саут Бенде, что в штате Индинана, небольшую экипажную мастерскую под названием H&C Studebaker. В 1904 году Студебекеры переориентировались на сборку легковых автомобилей на шасси Garford. Спустя три года фирма получала первый военный заказ на быстроходные курьерские автомобили. В 1911 году официально зарегистрирована компания Studebaker Corporation.

С началом Первой мировой войны фирма получила многочисленные военные заказы из Великобритании, Франции и России. В результате производственный потенциал Studebaker значительно вырос. В межвоенный период компания выпускала легковые автомобили, а также коммерческие грузовики грузоподъемностью от 500 кг до 2,5 т. Однако специализированных военных машин фирма на тот момент не производила.

Studebaker US6

Studebaker K25S
Studebaker K25S

Все изменилось с началом Второй мировой войны. В 1939 году от французского военного ведомства поступил заказ на поставку 2 тыс. 2,5-тонных грузовиков Studebaker К25. К25 представлял собой типичный двухосный коммерческий грузовик с 86-сильным бензиновым двигателем. Разве что перед фальшрадиаторной решеткой радиатора появилась дополнительная защитная решетка. Вот и вся военная модификация. Тем не менее грузовики показали себя как вполне надежные и выносливые машины. Хотя до полной оккупации во Францию успели поставить всего 900 автомобилей.

Как бы то ни было в руководстве Студебекер прекрасно осознавали, что для армии требуются специализированные автомобили повышенной проходимости. В начале 1940 года инженеры Студебекер разработали 1,5-тонный Studebaker К15F. Грузовик имел два ведущих моста, двускатную ошиновку задней оси, а по основным агрегатам был максимально унифицирован с К25. В ходе дальнейшего усовершенствования, конструкторы добавили к машине дополнительную третью ось, увеличив тем самым грузоподъемность до 2,5 т. Сообразно изменилось и наименование машины на Studebaker K25S.

GMC CCKW-353
GMC CCKW-353

Тем временем Америка активно готовилась к войне. В 1940 году минобороны США разместило огромный заказ на поставку трехосных полноприводных грузовиков серии CCKW-353 на заводах корпорации GM. Однако даже такой крупной компании самостоятельно осилить заказ оказалось не под силу. Тогда военные нашли дополнительных подрядчиков в числе которых оказалась и компания Студебекер. Однако в фирме не стали выпускать полную копию GMC CCKW-353, а творчески переработали свой Studebaker K25S, под соответствующие требования армейцев. Так от GMC позаимствовали стандартизированную раму, элементы подвески и колеса. Двигатель, трансмиссия и кабина оставались прежние от Studebaker K25S. Разве что кабину немного упростили установив Г-образные крылья и незамысловатую радиаторную решетку с вертикальными прорезями. В результате получился менее совершенный и не вполне стандартный по сравнению с GMC CCKW-353 грузовик. На вооружение автомобиль получивший обозначение Studebaker US6 военные принимать не стали отметив, что грузовик отлично подойдет для эксплуатации в странах со слабо развитой дорожной сетью.

Конструкция

Грузовой автомобиль студебекер
Studebaker US6-U4

Studebaker US6 представлял собой трехосный капотный грузовик армейского типа с двумя (6х4) или тремя (6х6) ведущими осями. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым двигателем Hercules JXD объемом 5,24 л и мощностью 95 л.с. Мотор относительно простой — нижнеклапанный, мог переваривать низкосортный бензин и низкокачественные смазочные материалы. Работал он в паре с механической пятиступенчатой КПП и двухступенчатой «раздаткой». Ведущие мосты Timken с коническими главными передачами. Ходовая часть повышенной прочности на зависимых рессорных подвесках. Тормоза всех колес барабанные, гидравлические. Кабина двухместная, цельнометаллическая закрытого типа.

С конструктивной точки зрения Studebaker US6 в США считался совершенно рядовым автомобилем, эдаким военным грузовиком второго эшелона.

Ленд-лиз

Studebaker US6
Studebaker US6 на сборочной линии

Studebaker US6 выпускался во множестве модификаций. Первым в серию в середине 1941 года пошел короткобазный (3759 мм) грузовик получивший обозначение US6-U1. Эта же машина, но с 4,5-тонной лебедкой именовалась как US6-U2. Эти машины в незначительных количествах (425 единиц) все-таки попали в американскую армию. Они проходили службу в тыловых инженерных подразделениях и батареях зенитной артиллерии. Немного позднее в производство пошел длиннобазный (4115 мм) бортовой Studebaker US6-U3 (U4 с лебедкой). Именно эта версия стала самой массовой, и наиболее активно поставлялась за рубеж. Также грузовик выпускался в модификациях: U5 — топливная цистерна, U6 — короткобазный седельный тягач (6х4), U7 — длиннобазный бортовой (6х4), U8 — длиннобазный бортовой (6х4) с лебедкой, U9 — полноприводное шасси с длинной базой. Позднее с 1943 года в небольших количествах выпускались самосвалы с задней (U10) и боковой разгрузкой (U12).

Studebaker US6-U6
Седельный тягач Studebaker US6-U6 с полуприцепом Edwards

Впервые Studebaker US6 попали в Советский Союз осенью 1941 года. Партия из 11 машин проходила всесторонние испытания на полигоне Главного автомобильного управления РККА. Отечественные специалисты по достоинству оценили машины и рекомендовали их к закупке.

Активные поставки Студебекеров в СССР начались в 1943 году. В основном в нашу страну поставлялись грузовики в модификациях U3, U4, U7 и U8. Реже автомобили приходили в виде машинокомплектов через Северный морской путь в Мурманск или Архангельск. Основной поток шел через Ирак и Иран, куда машины прибывали в разобранном виде, собирались, а затем своим ходом перегонялись в СССР.

Студебекеры в Красной армии

Studebaker US6 БМ-8
Гвардейские минометы БМ-8 на базе Studebaker US6 ведут огонь

В Красной армии американские грузовики использовались в самых разнообразных вариантах. Самые многочисленные бортовые машины выполняли стандартную транспортную работу: перевозили грузы и личный состав. По паспорту грузоподъемность Студера, так неформально его называли в войсках, на бездорожье не превышала 2,5 т. Однако нередко машины перегружались, перевозили по 4 и более тонны. Тем не менее даже в таких условиях автомобили отличались повышенной выносливостью и при грамотном обслуживании служили очень долго. Помимо бортовых платформ, на шасси US6 монтировались различные надстройки: автоцистерны, автокраны, ремонтные и радиофургоны, реактивные минометы БМ-8 и БМ-13 и другое спецоборудование.

На мирной службе

Всего с 1942 по 1945 год в Советский Союз было поставлено около 152 тыс. грузовиков Studebaker US6. После завершения войны, согласно договору большинство автомобилей, зачастую в качестве металлолома, было возвращено в США. Однако часть из них так и остались в СССР, где машины работали вплоть до 1970-х годов. Кроме того Студебекеры внесли немалый вклад в развитие отечественного автопрома. Так или иначе советские конструкторы вдохновлялись этой незамысловатой внешне, но конструктивно очень удачной машиной.