Leyat Helica: история самого необычного автомобиля

Leyat Helica: история самого необычного автомобиля

09 мая 2024 Выкл. Автор autohs.ru

На заре автомобилестроения мир познал немало изобретательных и удивительных конструкций, имевших больше общего с аэропланами, нежели с автомобилями. Особое место среди них занимали машины Марселя Лейата, строившего, в буквальном смысле, автомобили-самолеты.

Leyat Helica

Leyat Helicocycle 1913
Первый аэромобиль Leyat Helicocycle был построен в 1913 год

Впервые идея создания аэромобилей — транспортных средств, приводимых в движение реактивной силой, создававшейся потоком воздуха от пропеллера, зародилась еще в начале ХХ века. Однако именно Марселю Лейату удалось довести ее до серийного воплощения. Лейат болел воздухоплаванием с самого детства и после получения профильного образования приступил к изготовлению летательных аппаратов. Первый планер-биплан он построил в 1908-м, а годом спустя Лейат поднялся в воздух на собственном самолете оснащенным двигателем De Dion-Bouton мощностью 5 л.с. В 1911 году он загорелся новой идеей — приспособить воздушный винт к колесному шасси.

Преимущества этой конструкции были очевидны. Прежде всего, такой аэромобиль был значительно проще и дешевле в производстве. Он требовал лишь один мотор воздушного охлаждения и простенький пропеллер, закрепленный на коленчатом валу двигателя. Ни тебе дорогой и тяжелой трансмиссии, ни сложных органов управления. Кроме того, теоретически аэромобиль мог разгоняться до огромных скоростей — 200, а то и 300 км/ч, при этом потребляя значительно меньше топлива, так как работа воздушного винта осуществлялась в равномерном, экономичном режиме. Конечно, имелись и недостатки. Главный из них — сам лопастной движитель, производивший огромный, сбивающий с ног и поднимающий тучу дорожной пыли, поток воздуха. Кроме того, он создавал сильный шум, от которого было невозможно избавиться в принципе. Аэромобиль с крупногабаритным винтом, заключенным в стальной кожух, было невозможно эксплуатировать в городе, а на загородном шоссе и на большой скорости он имел весьма сложное управление.

Leyat Helica
Первый вариант Leyat Helica

Однако для Марселя Лейата все эти минусы не имели никакого значения. В 1913 году он построил свой первый «сухопутный самолет» названный Геликоциклом (Helicocycle). Проведенный на песчаных отмелях реки Соны цикл испытаний доказал полную жизнеспособность конструкции, и вскоре Лейат решил организовать серийное производство аэромобилей. Из-за войны планы пришлось отложить, однако уже в 1920 году из ворот парижской мастерской выехал первый серийный аэромобиль с гордым названием Leyat Helica (helica с фр. пропеллер).

Он напоминал фюзеляж небольшого самолета, поставленного на узенькие велосипедные колеса. Спереди, по-самолетному, находился четырехлопастной винт в защитном проволочном кожухе. Он приводился при помощи 2-цилиндрового оппозитного авиационного мотора объемом 1 л и мощностью 8 л.с. Геликоцикл имел переднюю рессорную подвеску, задние барабанные механические тормоза и деревянный несущий кузов с двумя сиденьями в ряд. Он поворачивал за счет всей задней оси, которая вращалась вокруг вертикальной стойки при помощи двух стальных тросиков, намотанных на шкив рулевой колонки. Благодаря использованию легкого авиамотора и специальной, хорошо просушенной древесины, машина весила всего 250 кг и легко разгонялась до 100 км/ч.

Автомобиль с воздушным винтом
Диаметр пропеллера Leyat Helica 2E составлял 1390 мм, частота вращения — 1200 об/мин

За первой Хеликой последовала модель второго поколения с V-образным 2-цилиндровым мотором и новым двухлопастным винтом, а затем в лейатовских геликоциклах начали устанавливаться 2- и 3-цилиндровые двигатели фирмы Anzani с предельной мощностью 10 л.с.

Геликоцикл, как тупиковый путь развития автомобилестроения

Марсель Лейат
Марсель Лейат

Лейат предлагал использовать свои аэромобили как скоростное междугородное такси или для доставки срочной почты. Специально для этого в дополнение к 2-местному родстеру и закрытой «берлине» он наладил сборку небольших грузовичков с глухим кузовом грузоподъемностью 100 кг. К сожалению, к тому моменту все надежды по массовому внедрению геликоциклов уже рухнули. Французская публика не оценила шумные и трудные в управлении аэромобили, а с развитием сети скоростных междугородних дорог отпала надобность и в почтовых геликоциклах.

В 1925 году Марсель Лейат закрыл производство своих необычных машин, напоследок выпустив облегченную трехосную версию Leyat Helica, которая в 1927 году на гоночной трассе Монлери достигла рекордных (для этого класса машин) 170 км/ч. Сегодня причудливые наземные самолеты находятся во многих музеях мира, служа наглядным доказательством трудного и тернистого пути к современным автомобилям.