BMW 700: автомобиль спасший немецкую фирму от краха

BMW 700: автомобиль спасший немецкую фирму от краха

13 мая 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Немецкая автомобилестроительная компания БМВ дважды в своей истории «поражалась в правах», и оба раза из-за самого деятельного участия в милитаризации Германии. Особо тяжелым положение БМВ оказалось после Второй мировой войны, когда в результате раздела «имущества» главный автомобильный завод оказался в советской зоне оккупации. Фактически немцам пришлось с нуля восстанавливать утраченное производство, и только в 1952 году фирма вновь смогла вернуться в автомобилестроение. Впрочем, сделала она это настолько «удачно», что спустя пару лет оказалась на грани полного краха! А спасла ее простенькая машинка под названием BMW 700.

Дела послевоенные

BMW 501
BMW 501 — первый послевоенный автомобиль БМВ

Причины провала были очевидны — немцы, как и большинство мировых автопроизводителей, открыли свое послевоенное производство со слегка перелицованных довоенных моделей. Машины эти были мощными и хорошо оснащенными, а следовательно дорогими и маловостребованными. Некоторым потенциалом данный сегмент все же обладал, но в определении масштабов этого потенциала верхушка БМВ проявила ничем не обоснованный оптимизм. Как следствие спрос на первую послевоенную машину BMW 501 оказался куда ниже ожидаемого, а две последующие модели BMW 503 и BMW 507, так и вовсе привели баварскую фирму к почти неминуемому банкротству. Ситуацию спас ультрадешевый микрокар BMW Isetta, оборудованный одноместным кузовом и мотоциклетным мотором на 12 л.с. В начале 1950-х подобные заднемоторные «кабиненроллеры» пользовались устойчивым спросом, и в Германии их выпускали все кому не лень, в том числе и бывшие самолетостроители — Heinkel и Messerschmitt.

BMW Isetta
Таким не очень удобным образом осуществлялась посадка в микрокар Isetta

С самого начала было очевидно, что успех Изетты не будет вечным и дабы выбраться из затянувшегося кризиса, фирме требуется полноценный, хотя и простой автомобиль — к примеру такой как Volkswagen Beetle, который в ту пору имел огромный успех. Впрочем, создать аналогичный Жуку автомобиль финансовых ресурсов у БМВ не имелось, и компания решила сосредоточиться на создании промежуточного варианта автомобиля с простым 2-цилиндровым мотоциклетным мотором воздушного охлаждения и полноценным 4-местным кузовом.

BMW 700

БМВ 600
Четырехместный БМВ 600 большого коммерческого успеха не получил

Сначала такую машину попытались получить путем доработки 2-местной Изетты и добавили к ней расширенную заднюю ось, полноценный диван на второй ряд и еще одну дверь на правом борту. На выходе получился довольно несуразный автомобильчик, но по сути все еще мотоколяска, под названием BMW Isetta 600. В этой машине отсутствовал багажник, да и вход через переднюю дверь к тому времени считался решением устаревшим и неудобным. Иными словами, популярности 600-й не снискал, и, распродав всего 35 тыс. экземпляров, в БМВ приступили к разработке следующей модели.

За основу взяли шасси BMW 600 и изрядно его доработали. Все подвески установили независимые: спереди — на двойных поперечных рычагах и винтовых пружинах, сзади — также на пружинах и косых рычагах. Оппозитный 2-цилиндровый мотоциклетный двигатель изрядно форсировали, теперь он имел объем 697 см3 и выдавал вполне приличные 30 л.с. (стандартный Жук имел на 1 л.с. больше). В пару к мотору определили новую полностью синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач с однодисковым сцеплением. Рулевой механизм оставили реечным, но теперь он был жестко закреплен на моторном щитке, а не «болтался» на шарнирном соединении, как у стандартных Изетт с передним входом. Однако главное автомобиль получил совершенно новый трехобъемный кузов с несущим стальным основанием и двумя дверями.

BMW 700 Coupe
Первым дебютировал BMW 700 в кузове купе

В его разработке немцам помог малоизвестный на тот момент итальянский дизайнер Джованни Микелотти (автор Alpine A110 и др.). Он нарисовал сразу два варианта кузова в одном стилистическом решении: 2-дверный седан и купе типа 2+2 с наклонной задней стойкой. Кузов имел чистые, строгие линии, сбалансированные пропорции и современный силуэт с модными, но небольшими хвостовыми «плавничками».

Долгожданный успех

BMW 700
К концу 1950-х машины серии 700 обеспечивали 75% всей прибыли компании БМВ

На организацию производства BMW 700 пустили последние деньги, и наконец в сентябре 1959 года автомобиль предстал перед посетителями Франкфуртского автосалона. Вопреки устоявшимся традициям в продаже первым появилось изящное купе, а спустя три месяца на производство встал 2-дверный седан.

BMW 700 сразу же привлек внимание покупателей. Еще бы, ведь по цене Фольксвагена Жук, фирма БМВ предлагала ладно скроенный спортивного вида автомобиль с большим багажником и вполне конкурентноспособным 30-сильным двигателем. Уже в первый год удалось продать 35 тыс. машин, в 1961-м продажи выросли еще на 5 тыс. единиц, а еще через год ворота завода покинули 47 тыс. экземпляров серии 700. К тому времени мощность силовой установки довели до 40 л.с., а в гоночном варианте двигатель, ведущий свою родословную от довоенного мотоцикла R51, выдавал целых 70 л.с.

Автомобили BMW 700 выпускались вплоть до 1965 года и за это время разошлись тиражом в 188 тыс. экземпляров. Вскоре на смену последней заднемоторной машине БМВ пришли «настоящие» автомобили серии 1500, известные как BMW Neue Klasse.