Messerschmitt KR200: легендарный микрокар из Германии
30 мая 2023Несмотря на несерьезный вид, этот автомобиль с авиационным именем Messerschmitt (Мессершмитт) стал одним из самых своеобразных и оригинальных средств передвижения выпущенных в Германии. Родившийся после войны, он был рассчитан на не слишком богатую публику, тем не менее получил весьма прогрессивную для своего класса конструкцию. В этой статье мы поведаем историю легендарного «кабиненроллера» от фирмы Мессершмитт.
Kabinenroller
Началось все в 1946 году, когда бывший авиационный инженер Фриц Фенд из Розенхайма организовал производство небольших трехколесных инвалидных колясок. Поначалу они оборудовались ножным или ручным приводом, но в 1948 году на них появился небольшой мотоциклетный мотор мощностью 3 л.с. Так самобеглая коляска превратилась в микроавтомобиль с велосипедными колесами, приводом на заднее колесо и простейшим кузовом. Стоила такая машина совсем недорого 800-1200 немецких марок, и пользовалась спросом не только среди инвалидов. Это подтолкнуло Фенда к выпуску более продвинутой техники.
В 1950 году он создал усовершенствованную модель с закрытым одноместным кузовом на колесах от мотороллера и двигателем мощностью 4 л.с. Вскоре подоспел более солидный вариант с вытянутым двухместным закрытым кузовом на трубчатой раме и откидным пластиковым верхом. На этот раз для привода заднего колеса использовался более мощный 9-сильный двигатель, с которым трицикл весом 150 кг развивал 80 км/ч. В немецкой послевоенной терминологии такие микроавтомобили получили название «кабиненроллер» (Kabinenroller) то есть мотороллер с кабиной.
Messerschmitt KR200
Тем временем авиационная компания Messerschmitt, которой запретили заниматься профильной деятельностью, находилась на грани банкротства. Уцелевшие после войны заводы простаивали, и для их поддержания на плаву руководители Мессершмитт были готовы производить все что угодно. Тут то и подвернулись им на глаза небольшие мотоколяски Fend Flitzer, пользовавшиеся устойчивым спросом среди небогатой немецкой публики. В 1953 году после заключения партнерского соглашения все производство фирмы Flitzer было перенесено на Регенсбургский машиностроительный завод, а Фриц Фенд приступил к проектированию нового микрокара, но уже под маркой Messerschmitt.
Весной того же года на Женевском автосалоне дебютировал Messerschmitt KR175. Небольшая трехколесная машина произвела неизгладимый эффект на посетителей. То ли мотоцикл, то ли автомобиль поражал своим миниатюрным обтекаемым кузовом и откидывающимся по-самолетному, прозрачным плексигласовым колпаком. Сходство с авиатехникой усиливали небольшие надколесные арки — крылышки и тандемная однорядная посадка. И уж совсем необычной оказалась эмблема Messerschmitt, которая у всех ассоциировалась с грозными истребителями прошедшей войны.
KR175 (Kabinenroller-175) оборудовался 175-кубовым 9-сильным двухтактным мотоциклетным двигателем воздушного охлаждения. Он работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач, крутящий момент от которой посредством цепной передачи передавался на заднее колесо. Подвеска всех колес была независимой рычажно-пружинной с резиновыми амортизаторами. Все 8-дюймовые колеса оснащались барабанными тормозами, а управление осуществлялось посредством мотоциклетного руля. В 1955 году на смену KR175 пришел усовершенствованный вариант Messerschmitt KR200 с 200-кубовым двигателем мощностью 9,7 л.с., модернизированной подвеской с гидравлическими амортизаторами, более просторной крышкой-куполом и слегка измененной внешностью.
Микроавтомобиль и его макрослед
Messerschmitt KR200 весил 240 кг, спокойно вмещал двух взрослых человек и разгонялся до 90 км/ч. При этом он расходовал всего 3,5 л бензина на 100 км. Но главное Messerschmitt KR200 стоил 2500 марок — почти в два раза дешевле Фольксвагена Жук. Это и предопределило высокую популярность модели: за первый год собрали 12 тыс. автомобилей, из которых 30% ушло на экспорт.
Однако в 1956 году правительство ФРГ вновь разместила на заводах Messerschmitt военные заказы, а производство автомобилей вместе с заводом передали в подчинение правительству Баварии. Выпуск микрокаров продолжили, но уже под маркой FMR (Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg). Первой новинкой FMR стал родстер KR201, а вскоре появился четырехколесный FMR Tg500 (Tiger) сконвертированный из обычного KR200 посредством установки на качающиеся оси двух задних колес. Автомобиль оснастили 500-кубовым мотором мощностью 25 л.с. С ним 300-килограммовый Тигр мог разгоняться до 130 км/ч.
Сообразно техническому оснащению возросла и цена. За машину дилеры просили 3400 марок, немногим меньше чем за полноценный четырехместный Фольксваген Жук. Как следствие FMR Tg500 уже не пользовался таким высоким спросом как его предшественники. Впрочем, на фоне увеличения благосостояния немецкого населения, другие модели FMR также стремительно теряли в популярности. В 1964 году производство машин под этой маркой было завершено. В общей сложности было изготовлено около 50 тыс. автомобилей, последовательно носивших эмблемы Messerschmitt и FNR.
Технические характеристики Messerschmitt KR200
Тип кузова | купе, кабриолет |
---|---|
Годы выпуска | 1955-1964 |
Тип двигателя | бензиновый, L1 |
Объем двигателя, см3 | 191 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Fichtel & Sachs (9,7) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2030 |
Длина, мм | 2820 |
Ширина, мм | 1220 |
Высота, мм | 1200 |
Снаряженная масса, кг | 240 |