История автомобильной фирмы Spyker

История автомобильной фирмы Spyker

15 мая 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Голландская автомобильная марка Spyker (Спайкер) практически неизвестна в нашей стране, да и в мире она не получила широкого распространения. В истории она известная благодаря всего лишь трем обстоятельствам. Первое: в начале ХХ века фирма Spyker являлась самым крупным автопроизводителем в Нидерландах. Втрое: именно она в 1903 году впервые в мире построила автомобиль со всеми ведущими колесами. Третье: марка Спайкер участвовала в сложнейшем трансконтинентальном пробеге Париж-Пекин и заняла там, весьма достойное, второе место. Правда, последнее обстоятельство положение компании никак не улучшило, а скорее наоборот, способствовало ее скорейшему краху.

Spyker

Первый автомобиль Spyker 1900 год
Первый автомобиль Spyker был выпущен в 1900 году

Фирма Spyker была основана в 1889 году двумя братьями Якобом и Хендриком Спайкерами. Поначалу они занимались изготовлением конных экипажей, а в 1900 году переориентировались на производство автомобилей. Первый Spyker получил достаточно простой одноцилиндровый двигатель мощность 5 л.с., но уже через два года из ворот амстердамской автомобильной фабрики выехал 20-сильный автомобиль собранный по образу и подобию немецких машин Mercedes-Benz.

Следующий сюрприз братья Спайкеры преподнесли в 1903 году, когда неожиданно для всех, представили на автосалоне в Париже полноприводный Spyker 60 HP. Это был весьма крупный гоночный автомобиль оборудованный 6-цилиндровым 60-сильным рядным мотором и открытым 2-местным кузовом с округлым капотом и заостренным передком с ячеистым радиатором. Удивительно, но в нем был реализован — самый что ни наесть, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом! Разработан он был талантливым бельгийцем Жозефом Лявиолетом, который помимо продвинутой трансмиссии, впервые в мире, внедрил тормоза всех колес. Spyker 60 HP получился невероятно дорогим и сложным, поэтому серийного воплощения не получил.

spyker-60-hp-2
Spyker 60 HP

Братья Спайкеры предпочли выпускать более простые и дешевые 2- и 4-цилиндровые модели, которые с 1904 года приобрели характерные цилиндрические капоты с круглыми радиаторами. В целом это были достаточно прогрессивные машины с эффективным сотовым радиатором, системой смазки шасси и запатентованным задним мостом из никелевой стали.

Автопробег Пекин-Париж 1907 года

Spyker 14/18 на ралли Пекин-Париж 1907 года
В снаряженном состоянии гоночный Spyker 14/18 весил 1400 кг

В то время Спайкеры имели репутацию надежных и крепких автомобилей, но их слава меркла перед самыми лучшими моделями из Франции и Германии. Покупатели все реже обращали внимание на экзотические голландские машины. Предприятие хирело и братья уже думали закрывать свой бизнес, как к ним обратился французский гонщик Шарль Годарт, который искал подходящую машину для участия в первом в истории трансконтинентальном автопробеге Пекин-Париж. Предприятие это было крайне сложное и рискованное, но и слава победителя такой протяженной гонки могла поспособствовать возрождению интереса к марке.

Годарт сумел уговорить выделить ему автомобиль с необходимым набором деталей и 10 июня 1907 года Spyker 14/18 PK с французским пилотом вышел на старт. Почему не выбрали более мощный полноприводный Spyker 60 HP? Ответ довольно прост. У братьев Спайкеров не было уверенности, что тяжелая и достаточно сложная машина сумеет преодолеть 16 тыс. км тяжелейшего бездорожья. Поэтому в дело пошла проверенная заднеприводная модель оборудованная 4-цилиндровым мотором объемом 2,5 л мощностью 20 л.с. Из технических особенностей 14/18 — 3-ступенчатая коробка передач с редкими по тем временам шариковыми подшипниками и комбинированные тормоза с ручным и ножным приводом. Последний действовал на барабан выходного вала КПП. Из специальных доработок — установили колеса увеличенные диаметра, а топливный бак разместили под передними сиденьями.

Ралли Пекин-Париж 1907 года
Маршрут ралли Пекин-Париж 1907 года

Поначалу все пять участников двигались в плотном строю, но вскоре в гонке обозначился несомненный лидер — итальянский князь Шипионе Боргезе на 40-сильной Italia. За ним с переменным успехом двигались две машины DeDion и Spyker. Сначала у Спайкера сломалось магнето, но его сумели починить в Томске, затем из строя вышел задний мост и его пришлось заказывать поездом из самой Франции, ну а под конец маршрута от постоянных нагрузок лопнула рессора — замена ей нашлась в ближайшей кузнечной мастерской. В Москву Годарт прибыл 14 августа, а в Париже финишировал через еще через 15 дней. Но увы, гонка оказалась проиграна — за 20 дней до этого Шипионе Боргезе уже завершил участие в этом грандиозном ралли.

На пути к краху

Тем временем дела у Spyker становились все хуже. Второе место в автопробеге принесло лишь кратковременную славу и вместе с ней гигантские расходы. Кроме того в 1907 году трагически погиб младший брат Хендрик Спайкер и дела совсем разладились. Вскоре акционеры потребовали отставки Якоба Спайкера и в апреле 1908-го фирма объявила о банкротстве. После большой реорганизации она вновь восстановила свою деятельность и даже приступила к производству самолетов и грузовиков. Однако в 1926 году ее положение вновь ухудшилось и компания снова обанкротилась, и на этот раз навсегда.