Audi C 14/35 «Alpensieger»: лучший автомобиль начала ХХ века

Audi C 14/35 «Alpensieger»: лучший автомобиль начала ХХ века

19 мая 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Сегодня фирма Ауди имеет высокий авторитет производителя престижных и технически передовых автомобилей. Однако ей не суждено было бы появиться на свет, если бы не череда скандалов связанных с ее создателем Августом Хорьхом. Впрочем, несмотря на сложную судьбу, марка с самого начала громко заявила о себе выпустив Audi C «Alpensieger» — один из самых передовых и совершенных автомобилей своего времени.

Краткая история Ауди

Horch 4/5 PS
Первый автомобиль Horch имел переднемоторную, заднеприводную компоновку

В 1899 году талантливый немецкий изобретатель и давний знакомец Карла Бенца Август Хорьх, основал собственное автомобильное предприятие A. Horch & Cie. В 1901-ом он заручившись поддержкой нескольких влиятельных акционеров, организовал производство довольно приличных одноцилиндровых автомобилей мощностью 5 л.с. Вскоре на производство поступила еще более передавая 12-сильная двухцилиндровая модель Horch 10/12 PS с передним расположением двигателя и карданным валом. Далее талантливый конструктор и апологет самых передовых технологий, Хорьх уже в 1903 году выпустил свою первую 4-цилиндровую модель, а спустя три года к производству был готов еще более мощный 6-цилиндровый автомобиль.

Огромные расходы на конструкторские изыскания едва не привели молодую фирму к банкротству, и акционеры решили изгнать неуемного изобретателя из компании. С большим скандалом Хорьх покинул свое предприятие и тут же основал новое предприятие — August Horch Automobilwerke GmbH. Так и существовали обе фирмы в одном и том же городе под одним и тем же названием, пока бывшие партнеры в судебном порядке не запретили Хорьху использовать собственную фамилию в наименовании своего же предприятия! Случай в автомобилестроении не уникальный. Подобная история приключилась с американским автопромышленником Рэнсом Олдсом, которого выжили из фирмы Oldsmobile и вынудили использовать инициалы REO в качестве наименования своей следующей компании. Хорьх вышел из положения более элегантно: он просто перевел свою фамилию (Horch с нем. слушай) на латынь и получил тем самым легкое и звучное слово — audi, которое и легло в название новой компании Audi Automobilwerke GmbH.

Audi C 14/35 Alpensieger

Audi Type A
Первый автомобиль Ауди А выпускался с 1909-го по 1912 год. Всего было выпущено 140 машин

На вновь образованной фирме Хорьх развернулся по полной и сразу же наладил выпуск целой гаммы машин, призванных прославить и утвердить молодую марку. Первенцем в 1910 году стала модель Audi A (10/22 PS) оборудованная 2,6-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 22 л.с. Годом позднее ворота фабрики в Цвиккау покинула модель B (10/28 PS) с форсированным 28-сильным мотором. Три таких автомобиля Хорьх выставил на знаменитые альпийские гонки Auto Alpenfahrt, где они без единой поломки преодолели 1424 км сложнейших горных дорог.

В 1912-м появилась самая известная машина в серии — Audi C 14/35. В ней Хорьх использовал все свои самые передовые технические достижения. Автомобиль получил лонжеронную раму с усиленным передним подрамником и 4-цилиндровый мотор с весьма оригинальной и замысловатой конструкцией. Его цилиндры были расположены попарно в двух блоках в ряд, а клапаны имели оппозитное расположение: выпускной стоял снизу и приводился толкателем от бокового распредвала, а вот впускной находился прямо над ним и для его привода служила сложная система толкателей. Кроме того в каждой камере сгорания находилось по две свечи зажигания. Вся эта хитроумная система газораспределения служила для увеличения мощности двигателя — так с 3,5 л рабочего объема Хорьху удалось снять вполне внушительные по тем временам 35 л.с.

Audi Type C Alpenfahrt
Август Хорьх лично участвовал в гонках Alpenfahrt в 1911-1912 годах

Четырехступенчатая коробка передач стояла от двигателя отдельно, в средней части шасси. Через нее посредством карданного вала крутящий момент передавался на задний мост с цилиндрическим дифференциалом. Все подвески были классическими рессорными, тормоза — механическими с барабанными на задней оси. Сверху шасси покрывал относительно простой открытый кузов с округлым капотом и плоской решеткой радиатора.

На пути к славе

Ауди Тип К
В 1921 году на смену серии C пришел автомобиль серии K

Audi C 14/35 оказался весьма совершенным и надежным автомобилем. Он имел низкий вес (930 кг) и мог разгоняться до 90 км/ч, при этом несмотря на довольно хитроумную конструкцию был довольно надежен. В 1912 году машины из первой серии вновь успешно преодолели Альпийский марафон после чего все автомобили серии C получили прозвище «Alpensieger» (Альпензигер) — «Покоритель альп».

Спортивные успехи благоприятно сказались на популярности Ауди. Вскоре серия C получила дальнейшее продолжение из семи моделей, самая мощная из которых развивала 50 л.с. Сама же базовая версия Audi C продержалась на производстве аж до 1921 года, однако изготовлено их было совсем немного — 1450 единиц.