BMW Neue Klasse: автомобили изменившие БМВ навсегда

BMW Neue Klasse: автомобили изменившие БМВ навсегда

01 марта 2024 Выкл. Автор autohs.ru

После окончания войны к производству автомобилей фирма БМВ вернулась только в 1952 году. Однако к тому времени ее модельный ряд совершенно не соответствовал потребностям рынка. Хаотичные метания от дорогих и престижных моделей (BMW 503, BMW 507) к дешевым микролитражкам (BMW Isetta, BMW 600) результата не принесли, и в конце 1950-х немецкая компания вновь оказалась на пороге банкротства. Ситуацию спасли относительно недорогие, технически совершенные седаны «нового класса» (Neue Klasse), которые на долгие годы вперед обеспечили успех баварской марки.

BMW Neue Klasse

BMW 1500

BMW 1500 1962
BMW 1500

Первенцем серии Neue Klasse стал появившийся в 1962 году седан BMW 1500. Это был довольно крупный (4,5 м в длину) 4-дверный заднеприводный седан с полноценным 4-цилиндровым мотором мощностью 80 л.с. Стараниями известного итальянского дизайнера Джованни Микелотти и собственного стилиста БМВ Вильгельма Хофмайстера, автомобиль получил элегантный и весьма запоминающийся образ, который лег в основу всех дальнейших машин BMW. Под панелями элегантного кузова скрывалась полностью новая ходовая часть: спереди устанавливалась независимая подвеска типа МакФерсон, сзади — независимая пружинная на диагональных рычагах.

BMW Neue Klasse
Именно на модели 1500 впервые появился знаменитый «изгиб Хофмайстера», ставший визитной карточкой автомобилей БМВ

Камнем преткновения в новой машине стал двигатель. На тот момент подходящего по характеристикам мотора у БМВ не имелось, поэтому его пришлось спроектировать заново. Результатом работы заводских мотористов под руководством Алекса Фалькенхаузена стал великолепный короткоходный рядный мотор с чугунным блоком и верхневальной алюминиевой 8-клапанной ГБЦ. При рабочем объеме 1,5 л и единственном карбюраторе Solex двигатель M115 выдавал 75 л.с. и обеспечивал BMW 1500 весом 950 кг разгон до 150 км/ч. Конечно спорткаром такую машину было не назвать, но некоторые нотки «спортивности» уже проглядывались.

BMW 1800

BMW 1800 TI SA
В 1965 году была выпущена ограниченная серия из двухсот спортивных седанов 1800 TI SA с форсированными до 130 л.с. двигателями

Следующим шагом стало создание в 1963 году более мощной версии 1800. От базовой модели она отличалась форсированным до 90 л.с. двигателем M118. Прирост в отдаче был получен, как нетрудно догадаться из индекса, путем простого увеличения рабочего объема с исходных 1499 см3 до 1773 см3. Появившийся параллельно вариант 1800TI (Touring International) за счет двух карбюраторов оказался на 20 сил мощнее и вполне уверенно разгонял BMW 1800TI до 170 км/ч. Вот теперь-то о BMW Neue Klasse заговорили как о серьезных спортивных машинах. Заявленные в национальном кузовном чемпионате по классу серийных легковых седанов, они одерживали одну победу за другой и к концу 1960-х окончательно подмяли весь класс под себя.

Успех новой серии, подкрепленный спортивными победами, не заставил себя долго ждать. Великолепно снаряженные, относительно недорогие (9500-10000 немецких марок) «новые седаны» по своим характеристикам практически не уступали более престижным Мерседесам серии 190. Поэтому неудивительно, что в 1963 году баварцы продали 28 тыс. машин, в 1964-м — уже 38 тыс., а в 1965 году с конвейера торжественно сошел 100-тысячный автомобиль BMW.

BMW 1600

BMW 1602
BMW 1602

В 1964 году на смену 1500-й модели пришел седан BMW 1600, оборудованный 1,6-литровым двигателем на 85 л.с. Два года спустя, в дополнение к нему, вышла упрощенная версия BMW 1600-2 (позднее 1602) с укороченным на 50 мм шасси и новым 2-дверным кузовом с увеличенным углом наклона ветрового стекла и заниженной на 40 мм крышей. На выходе получился весьма динамичный седан, способный развивать 165 км/ч. Таким образом, основным преимуществом «маленького» БМВ стало удачное сочетание хороших технических параметров и цены, ведь стоил BMW 1602 почти на тысячу дойч-марок меньше, чем базовый седан.

BMW 2000

BMW 2000
Седан BMW 2000 получил обновленный передок с прямоугольными фарами. Этот дизайн был позаимствован у купе BMW 2000 С/CS образца 1966 года

Одновременно с «двухдверкой» дебютировал седан BMW 2000 с новым 2-литровым мотором. Он оказался дороже (11260 марок) основного конкурента Mercedes 200, но при этом имел в распоряжении более мощный 100-сильный мотор и улучшенную отделку салона. Впервые в серии помимо стандартной 4-ступенчатой «механики» машину можно было оснастить 3-ступенчатой автоматической коробкой ZF. Кроме того, BMW 2000 в версии TII (Touring International Injection) 1969 года демонстрировал одну важную мировую техническую новинку — систему механического впрыска топлива Kugelfischer.

BMW 2002TI

BMW Neue Klasse - BMW 2002TI
BMW 2002TI

Годом спустя состоялась, пожалуй, наиболее важная в истории BMW Neue Klasse премьера — дебют 2-дверной модификации 2002. Она также оснащалась 2-литровым 100-сильным мотором и могла разгоняться до 170 км/ч. А кому и этого было мало, с 1970 года предлагалась версия BMW 2002TI с карбюраторной или инжекторной системами питания на 120 и 130 сил соответственно. Конечно машины с эмблемами TI главным образом предназначались для участия в автогонках, и новый седан не стал исключением — в немецком кузовном чемпионате баварская 2-дверка заполучила абсолютное преимущество и 27 раз из 28 возможных финишировала первой!

BMW 2002 Turbo

BMW 2002 Turbo 1973
На предсерийном варианте машины, на переднем спойлере красовалась отзеркаленная надпись 2002 Turbo. На серийном автомобиле от этой дерзкой надписи отказались

Там же на гоночных трассах немцы впервые успешно опробовали турбонаддув, что вылилось в создание первого в истории немецкого автомобиля с турбомотором. Он появился в 1973 году и получил название 2002 Turbo. Мощность автомобиля достигла невиданных ранее 170 л.с. Разгон до 100 км/ч укладывался в 7 сек., а предельная скорость превышала 210 км/ч. Под стать столь выдающейся динамике была модернизирована ходовая часть: доработана подвеска, усилены тормоза, установлены более широкие шины. Внешне машину можно было распознать по легкосплавным 13-дюймовым колесам, расширенным колесным аркам, мощному переднему спойлеру и красно-синим гоночным ливреям. К сожалению, грянувший нефтяной кризис не позволил машине обрести популярность: цены на бензин в Германии выросли на 30%, и мощный «пожиратель топлива» оказался не у дел.

Несомненный успех

Вся серия BMW Neue Klasse насчитывала 11 модификаций, а в 1971 году благодаря этой модели впервые в истории BMW годовой выпуск превысил 125 тыс. автомобилей. Причем почти половина из них отправилась за рубеж более чем в 120 стран мира. Всего десятилетие назад такие показатели были немыслимы для баварцев, ну а теперь «новые седаны» стали твердой основой дальнейшего развития марки и послужили прологом к легендарным автомобилям 3-серии.