
Adler Trumpf: триумф немецкого автомобилестроения
28 февраля 2024В сознании большинства обывателей лидерство в создании первого по-настоящему массового переднеприводного автомобиля принадлежит марке Citroen, которая в 1934 году представила легендарную модель Traction Avant. Между тем еще за два года до этого, немецкая фирма Адлер приступила к производству Adler Trumpf — скромного, но весьма прогрессивного автомобиля с передними ведущими колесами.
Автомобильная марка Adler
История фирмы Adler (c нем. орел) началась в 1880 году, когда немецкий предприниматель Генрих Кляйер из Дюссельдорфа, наладил производство простеньких велосипедов под звучным торговым названием Gerold. Через пять лет он разбогател настолько, что смог организовать выпуск сложных технических устройств — пишущих машин. Правильно оценив перспективы зарождающейся автомобильной индустрии, в 1898 году герр Кляйер приобрел лицензию на одноцилиндровые двигатели De Dion-Bouton, а спустя пару лет на их основе наладил производство автомобилей и мотоциклов. Вскоре автомобильные дела фирмы Adler пошли высокого в гору, и в ее производственной программе появились 6- и 8-цилиндровые модели предназначенные для средних слоев населения.
После окончания Первой мировой войны и начала великой депрессии благополучие компании сильно пошатнулось. Вмиг ставшие дорогими многоцилиндровые модели у обнищавшего населения спроса уже не нашли, и Генрих Кляйер принял единственно верное решение — организовать производство простого и дешевого малолитражного автомобиля.
Adler Trumpf
А помог в этом непростом деле неординарный и очень талантливый конструктор Ганс Густав Роэр. Еще в самый разгар кризиса он разработал проект легкого и недорого 1,5-литрового автомобиля… с передними ведущими колесами. Не сумев реализовать его в одиночку, Роэр представил свою разработку фирме Адлер, которая пусть и с некоторым сомнением, но идею перспективного переднеприводного автомобиля приняла.
Уже весной 1932 года на Женевском автосалоне дебютировал приземистый, довольно скромный по внешнему виду, 4-цилиндровый переднеприводный автомобиль под названием Adler Trumpf (с нем. козырь). Несмотря на простоватый дизайн Trumpf скрывал в себе множество прогрессивных технических решений: полностью независимые подвески с гидравлическими амортизаторами (передняя на поперечных рессорах, задняя — торсионная), барабанные тормоза всех колес и принятый сейчас повсеместно реечный рулевой механизм. Передний привод был реализован посредством четырех шарниров равных угловых скоростей, а селектор переключения 3-ступенчатой коробки передач установлен на американский манер — на рулевой колонке.
Кузов Adler Trumpf имел простой деревянный каркас смонтированный на прочной цельнометаллической несущей основе. Под его капотом продольно располагался простой 1,5-литровый двигатель с боковым расположением клапанов и мощностью 32 л.с. Сцепление, коробка передач и дифференциал были собраны в едином блоке и смонтированы непосредственно перед мотором.
Последний триумф компании Адлер
Серийное производство Adler Trumpf стартовало в 1932 году, а уже спустя год на свет появилась более мощная версия с двигателем 1,7 л на 38 л.с. Покупатели очень быстро оценили все достоинства легкого и дешевого переднеприводного автомобиля, и вскоре фирма Адлер вышла на третье место в Германии по количеству выпущенных автомобилей, опередив при этом могучий концерн Даймлер-Бенц. В 1934 году на свет появилась еще более простая и дешевая модель Adler Trumpf Junior оснащенная моторчиком мощностью 28 л.с. Эта машина весом всего 600 кг разгонялась до 90 км/ч и при этом стоила всего 2700 рейхсмарок! Для сравнения микролитражный Mercedes-Benz 130 можно было приобрести за 3400 марок, а крупный и престижный Horch 850 оценивался в невозможные 14-22 тыс. марок. В 1935 году на производство поступил спортивный вариант Adler Trumpf Junior Sport с форсированным 28-сильным мотором и стильным открытым 2-дверным кузовом типа родстер. Кроме того на шасси Трумпфа многие именитые кузовостроительные фирмы выпускали свои версии обтекаемых кузовов.
Однако свой высокий авторитет Adler Trumpf завоевал не только благодаря вышеозначенным качествам. Автомобиль прекрасно себя проявил и в автомобильных соревнованиях. В 1933 году Трумпф успешно финишировал в сложнейшем Альпийском заезде длиной в 2 тыс. км. Затем в 1937-1938 годах занял первое место в 24-часовых гонках в Спа и Ле-Ман. Кроме того Adler Trumpf оснащенный облегченным обтекаемым закрытым кузовом, установил 22 международных рекорда скорости.
Производство автомобиля свернули с началом Второй мировой войны. Всего с 1932-го по 1939 год было выпущено 102 840 экземпляров всех моделей Trumpf. Что же касается самой марки Adler, то ее Дюссельдорфский автомобильный завод в 1944 году был полностью уничтожен англо-американскими бомбардировками, после чего фирма навсегда покинула автомобильный небосклон, переключившись на производство мотоциклов и офисной техники.